Научно-исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе по биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 67 Кондаурова С.Ю.
Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь. Китайская мудрость
Актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности Повышается познавательный уровень учащихся к предмету и углубленному изучению его. В решение проблемной ситуации, вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; Необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); Решается обязательная задача педагога –дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. В корне меняются отношения «учитель – ученик»
Виды учебных проектов Информационные Исследовательские Практико-ориентированные или социально-значимые Приключенческо-игровые Творческие По продолжительности проведения :краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные; По количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые; По уровню интеграции: внутрипредметные и межпредметные. По характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, региональные (в пределах одной страны), международные.
Проект « Окно в природу» Фотовыставка работ учащихся на темы: «Животные Воронежского края», « Родные просторы ».
« В мире животных» Викторины и конкурсы ко всемирному дню защиты животных ( 4 октября)
Проект « Экскурсия в Мезозой» 1. Сформировать знания об основных ароморфозах у живых организмов, возникших в мезозойскую эру, используя проектную деятельность учащихся. 2 . Воспитывать научное мировоззрение на основе их творческой деятельности, убедив их в том, что процесс развития органического мира на Земле в мезозойскую эру подчинялся общим биологическим закономерностям и объясняется с материалистических позиций. 3.Формировать умения выполнения исследовательской работы, использовать различные источники в процессе подготовки и презентации проект
« Юный медик» Цель: Приобретение навыков оказания первой медицинской помощи.
« Чистый город»
Проект устного журнала « Здоровье »
Проект « Биогеоценозы Воронежского края » Итогом работы являются ответы, на вопросы: 1. Что мы научилась понимать в мире природы? 2. Как человек влияет на биогеоценозы? 3. Как нужно правильно себя вести в природе ? 4. Как можно изменить экологическую ситуацию к лучшему? 5. Что может сделать каждый , чтобы изменить к лучшему жизненное состояние изученных природных объектов?
« Особенности прикуса»
« Особенности строения стопы»
«Какая у меня осанка?»
Виды научно-исследовательских работ Фундаментальные Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований Поисковые Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки ; открытие путей применения новых явлений и закономерностей Прикладные Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик.
Научно-исследовательская работа «Эволюция скелета позвоночных» Знать: Эволюционное развитие скелета Уметь: Провести эволюционное сравнение скелета у разных позвоночных животных
Научно-исследовательская работа «Паразитические формы Простейших»
Научно-исследовательская работа КАТАЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ БЕЛКОВ. Цель. Комплексное изучение биохимической природы ферментов. Задачи. Развивать знания учащихся о свойствах, классификации и значении ферментов; раскрыть сущность механизма действия ферментов; реализовать межпредметные связи; развивать познавательный интерес путем выполнения лабораторного опыта.