Главные направления эволюции органического мира Преподаватель биологии Е.А.Киргизова 2011г. ГБОУ СПО ВО «Никологорский аграрно – промышленный техникум». 5klass.net
Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся. Цели
Повторение темы: «Вид. Критерии вида». Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение главных путей органической эволюции. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. План урока
Понятие вид и история его становления в биологии. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида. Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида. Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида. ( вопросы для повторения) Тема «Вид.Критерии вида»
Критерии вида Физиологический (сходство процессов, протекающих в организмах одного вида; не скрещиваемость разных видов) Морфологический ( сходство признаков внешнего строения у особей одного вида) Экологический (обитание особей одного вида в определённых, сходных экологических условиях) Генетический ( определённый набор хромосом у особей одного вида) Этологический (присущие только данному виду животных особенности поведения) Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Биохимический (сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида) Критерии вида
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936) Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963)
Направления эволюции Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала. Биологический регресс. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала.
Пути биологического прогресса
Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Ароморфозы Архейской эры
Крупные Ароморфозы
Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.
Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных
Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций
Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация
С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов
Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни. Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики Ракообразные паразиты рыб. Дегенеративные изменения организмов
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации
Трубчатые черви. Волосатик – паразит насекомых Мшанка ползучая Общая дегенерация
Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс. Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде. Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.
Воздействие человека на природу
Влияние антропогенного фактора
Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Уничтожение лесов. Изменение состояния почв. Опустынивание. Потеря биоразнообразия и др. Глобальные экологические проблемы
Биологический прогресс, Биологический регресс, Ароморфоз, Идиоадаптация, Дегенерация. Объясните термины
А) Б) В) Г) Д) Е) Найдите соотношения понятий и рисунков
Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
Заполнить таблицу: «Характеристика биологического прогресса и биологического регресса». § 52, стр.176 -180 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Записи в тетради. Домашнее задание
Урок № 24 Тема урока: «Главные направления эволюции органического мира». План урока: Опорные знания по теме: «Вид. Критерии вида». Изучаем новое: Основная мысль темы: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов» 2.1 Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. 2.2 Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. 2.3 Соотношение главных путей органической эволюции. 2.4 Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. Основные понятия: эволюция, биологический регресс, биологический прогресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Литература: § 52, стр.176 -180 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Карточка обучающегося
Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с. Литература
При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text