Тема урока:Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Учитель биологии: СмольниковаЛариса Николаевна
Задачи урока: Обобщить, систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека.Проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Как показала практикаОбширнее класса нету:От полюса до полюсаОни заселили планету.
«Какие утверждения верны?». 1.Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.2.Насекомые - исключительно водные животные.3.Все насекомые способны к полету.4.Насекомые –раздельнополые животные.5.Кровеносная система насекомых замкнутая.6.Все насекомые растительноядные животные.7.Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.8.Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.9.Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.10.Грудной отдел несет три пары конечностей.
Что вы знаете о насекомых? Рассмотрите коллекции насекомых разных отрядов и экологических групп. Что общего в их строении? Чем они отличаются?Какой принцип лежит в основе классификации насекомых?
Для всех насекомых схема одна:Вот мягкое брюшко, вот голова,К грудке животного прикрепленыКрылья и лапки различной длины.Вышло немало отрядов таких, Давайте заглянем в каждый из них.
Заполните таблицу.
Хорошо ли, что так много насекомых , полезны ли они? Насекомые опылители цветковых растений, они участвуют в почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.
Какое практическое значение имеют насекомые для человека? Медоносные пчелы (мед полезен, но у некоторых людей на него аллергия, а укусы пчел опасны, но используются в лечебных целях); тутовый шелкопряд(шелк); переносчики болезней; вредители культурных растений. Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.
Всюду животные нас окружают,Прыгают, плавают, в небе летают,В земле притаились, снуют под ногами.Сколько всего их живет рядом с нами?Если на Земле столько много насекомых, обязательно ли их надо охранять?
Отгадайте загадки. Распределите насекомых по отрядам.
От простуды лечит мед,Он здоровье нам дает.Мед цветочный принеслаМедоносная Всегда готов к прыжкуЗеленый чудный конь!Поймать его попробуй в открытую ладонь!
В куче мусора живетМногочисленный народ.Посмотрите, как хлопочетРыжий маленький рабочий!Вот хвоинку тащит в дом,Чтоб теплее было в нем.Очень дружная семья уУ лесного…. Из болота прилетел,Позвонил и на нос сел.Надоедливый вампирНа носу устроил пир.
Лапками – лопатками работая как крот,Злое насекомое в земле прорыло ход.Погибла картошка, нарцисс пожелтел.Кто у растений корни объел? Две белых, две желтых – четыре салфеткиСорвались с цветка и уселись на ветке.Салфеточки белые в черный горошек – Чудесные крылья порхающих мошек.
Этот жук в воде живет,Лихо лапками гребетЗамечательный пловец,Он зовется.. Плоский, зеленый, похожий на щитЖук на тоненьком стебельке сидит.Пусть его в руки взять не опасно,Я не возьму: он ведь пахнет ужасно.
Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?Что вас заинтересовало?
Задание на дом. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Составьте книгу «Это интересно!»
Интернет ресурсы http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://go.mail.ru/search_images