Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность» L/O/G/O www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Ключевая компетенция образования Научить учиться Цели и ценности Содержание Для чего? Чему? Как? Современное образование требует четких ответов на вопросы: Технологии www.themegallery.com Content Layouts
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: «найди отличия» «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» «логические цепочки» хитроумные решения составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) составление и распознавание диаграмм работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета) www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 1. Мотивация к учебной деятельности Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? УУД: самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 2. Формулирование темы урока, постановка цели В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 3. Изучение нового материала Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий? Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро? Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему? УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты. Распределите их по следующим колонкам: А) прокариоты: Б) эукариоты: Организмы: роза кошка кактус шампиньон стрептококк дождевой червь палочка Коха www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Формы бактериальных клеток На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы). Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер \ / --- Бактерии --- / \ УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Размножение бактерий В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий В 1 г воды – 6 тысяч бактерий Почему их так много? Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Питание бактерий Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему: Бактерии (по типу питания) / \ автотрофы гетеротрофы / \ УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 4. Закрепление нового УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 5. Контролирующее задание Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. Бактерии называют микроорганизмами, потому что… Бактерии, имеющие округлую форму называются… Клетки, в которых отсутствует ядро… Бактерии размножаются путем… Бациллами называют бактерии, у которых… Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических… УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: Термины: А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез … Понятия: 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке Работа в парах Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2) Больше всего мне понравилось… 3) Самым интересным сегодня на уроке было… 4) Самым сложным для меня сегодня было… 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял… 7) Сегодня я научился… 8) Сегодня я задумался…. 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. а так же: Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий. www.themegallery.com
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. www.themegallery.com
Спасибо за внимание! L/O/G/O www.themegallery.com