Тема урока: « Движущие силы антропогенеза.Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.»
ЗАДАЧИ УРОКА: Вскрыть движущие биологические факторы эволюции человека.Сформировать научный мировоззренческий взгляд на роль социальных факторов и их влияние на антропогенез.На примерах объяснить роль взаимосвязи биологического и социального факторов на эволюцию человека.
Основополагающие понятия темы 1. Причины перехода к прямохождению.2. Важнейшие изменения в строении тела.3. Развитие рук.4. Умения использовать и изготавливать орудия труда.5. Эволюция головного мозга.6. Увеличение продолжительности периода роста.7. Использование огня и мясной пищи.8. Общественный образ жизни.9. Возникновение речи и мышления.
« Знать о причинах, которые скрыты, тайные ведать пути»Л.Мартынов. Впервые дал научное обоснование идеям эволюции органического мира. Ж.Б. Ламарк
1859г «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение пород в борьбе за жизнь.»1871г. «Происхождение человека и половой отбор.»
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИчеловекаБиологическиеНаследственная изменчивость.Естественный отбор.Борьба за существование.Социальные
Роль прямохождения
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИчеловекаБиологическиеНаследственная изменчивость.Естественный отбор.Борьба за существование.СоциальныеТрудовая деятельность
« Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.»Ф. Энгельс
Эпоха «Великой зимы» «…Где ледник когда-то Вздымал породу на дыбы,Ломал хребет её горбатыйИ округлял в бараньи лбы…»А. Гельберг
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ДРЕВНИЕ ЛЮДИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОГОНЬ, КАК ОЧАГ, ДЛЯ ОХОТЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЧИ «Возник язык,Рожденный подражаньем.И вот для каждой мысли существаСложилися созвучные слова».Э. Дарвин
Социальный фактор – мышление. «Когда мысли светлые - и слова ясные.» пословица.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИчеловека БиологическиеНаследственная изменчивость.Естественный отбор.Борьба за существование.СоциальныеТрудовая деятельность2. Общественный образ жизни3. Речь4. Мышление.
Три этапа социальной эволюции человека. Познание окружающей среды через произведения искусстваПриручение диких животных и развитие земледелия.Развитие научно – технического прогресса.
ВЫВОД: Ч. Дарвин.Ф. Энгельс.Если Ч. Дарвин доказал в антропогенезе значение биологического фактора, то значение социального фактора было доказано Ф.Энгельсом.
Биологический диктант.
Кроссворд.