Лабораторная работа:«Ароморфозы и идиоадаптации»На примере растений и насекомых. Автор презентацииАрхипова Т.С.,учитель биологии ГБОУСОШ№113, г.Москва
Задание 1.Рассмотрите рисунки растений. Назовите имеющиеся у них органы.Выявите черты усложнения в строении растений этих отделов и раскройте их значение. Определите, по какому пути шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных.
Водоросль ульва Мхи (кукушкин лен,Сфагнум, маршанция.) Сосна обыкновенная Паслен черный Папоротник орляк
Рассмотрите насекомых разных отрядов, выявите в их строение черты сходства и различия. Ответьте на вопросы:1. С чем связаны отличия в строении насекомых?2. Приводят ли эти отличия к повышению уровня организации или являются частными приспособлениями к условиям обитания?Сделайте вывод о направлении эволюции насекомых?.
Задание 3Рассмотрите рисункиОтветьте на вопрос: К идиоадаптациям или ароморфозам можно отнести разнообразные по строению усики насекомых, ротовые органы насекомых, лапки насекомых? Почему вы так решили?
Типы усиков насекомых: 1-щетинковидный, 2-нитевидный, 3-четковидный, 5-гребневидный, 6-булавовидный, 7-головчатый, 8-веретеновидный, 9-пластинчатый, 10-коленчатый, 11-неправильный, 12-перистый, 13-щетинконосный.
Типы ротовых органов насекомых: 1-грызущий, 2-колюще-сосущий, 3-сосущий.
Тип конечности: 1. Бегательная (жужелица), 2. Прыгательная (саранча), 3. Копательная (медведки), 4. Плавательная (плавунец), 5. Хватательная (богомол), 6. Собирательная (медоносная пчела).