Письмо как вид речевой деятельности на уроках английского языка 900igr.net
Задачи исследования Рассмотреть понятие иноязычной письменной речи; Изучить психологолингвистичекую основу формирования письменной речи; Определить основные цели и содержание обучения иноязычной письменной речи; Раскрыть значение письменной речи как средства изучения иностранного языка, ее возможности в формировании коммуникативных навыков учащихся; Рассмотреть методы и формы формирования и развития навыков и умений письменной речи; Представить систему заданий для развития навыков и умений письменной речи учащихся 8 класса; Описать практическое использование системы заданий на примере темы «Здоровый образ жизни» в 8 классе.
Виды речевой деятельности Говорение Письмо Аудирование Чтение ПРОДУКТИВНЫЕ рецептивные
Психологические механизмы речевой деятельности Механизм осмысления анемической организации речевой деятельности (прежде всего механизм речевой памяти) Механизм упреждающего анализа и синтеза речи (механизм речевого прогнозирования)
Основные виды речи: 1. устная (внешняя) речь – экспрессивная (разговорная) речь и импрессивная речь (т. е. восприятие и понимание речи), 2. письменная речь, включающая письмо и чтение, 3. внутренняя речь, обеспечивающая и опосредующая оба первые два вида речи – устную и письменную.
Психологическое содержание письменной речевой деятельности 1. Всегда монолог 2.Всегда в отсутствии собеседника 3. Не имеет иных средств выражения (жест, мимика, интонация) 4. Средства кодирования мысли – сознательное действие 5. Опирается на использование развёрнутых грамматических средств языка 6. Максимально синемантична 7. Процесс контроля над письменной речью в пределах инттеллектуальной деятельности пишущего
Особенности письменной речи Письменная речь – это особый речевой процесс, это речь – монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации. Письменная речь в целом гораздо произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы в письменной речи так же произволен, как и ее фонетика. Письменная речь – это сознательная деятельность, которая теснейшим образом связана с осознанным намерением. Знаки языка и употребление их в письменной речи усваиваются ребенком сознательно и намеренно, в отличие от бессознательного (или недостаточно осознаваемого) употребления и усвоения их в устной речи. Письменная речь – это своего рода «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».(
Трудности овладения письменной речью. При письме происходит сложный процесс от мысли к внутренней речи и от неё к видимому слову. При процессе письма тесно взаимодействуют все составляющие высшей нервной деятельности человека, т.е. слухо-речедвигательные связи, зрительно-слуховые и моторно-графические связи. При письме тесно взаимодействуют все виды памяти: словесно-логическая, образная, зрительная, слуховая, моторная При письме рука не поспевает за мыслью, пальцы не выдерживают огромной физической нагрузки, и мы начинаем мысленно редактировать текст и экономить слова
Трудности письменной речи При письме ребёнку необходимо постоянно держать в голове придуманный порядок слов для записываемой фразы на протяжении растянутого времени, которое составляет акт записывания. Существует проблема формирования потребности в письменной речи. Письменная речь появляется только в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме.
Требования ФГОС к формированию и развитию навыков письменной речи 1. Личностные результаты выпускников школы, формируемые при изучении иностранных языков формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализоваться средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации и др.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка. развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксирование нужной информации осуществление самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
Предметные результаты освоения выпускниками программы по иностранному языку. заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности; писать выступления, резюме, эссе, сочинения и т.д. применять правила написания слов, предложений
Задачи обучения письменной речи Сформировать у учащихся умения и навыки: 1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка; . 2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью; . 3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации; . 4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию; 5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста; 6) логически последовательно излагать письменное высказывание.
Психологическая точка зрения на проблему обучения письму в письменной речи мышление объединяется с графическими образами слов. Письменная речь есть ни что иное как фиксированная особым образом устная речь. С помощью графических символов (букв) в письменной речи фиксируются звуки устной речи. Именно поэтому устная речь без письменной может существовать, а письменная без устной существовать не может.
Методическая точка зрения на проблему обучения письму: ПИСЬМО ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ БУКВ СОСТАВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ сообщений из слов и словосочетаний Владение графикой и орфографией Выражение мыслей с помощью определённого графического кода Уровень навыка Речевое умение
Задачи обучения письменной речи состоят, таким образом, в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки: 1) употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка; . 2) строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью; . 3) пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации; . 4) придавать развернутость, точность и определенность высказыванию; 5) пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста; 6) логически последовательно излагать письменное высказывание. Умение в области письменной речи предполагает определенный уровень сформированности всех навыков, входящих в его структуру. Понимая под навыком вслед за И.А. Зимней «оптимальный уровень совершенства выполняемого действия», необходимо определить те действия, которые в структуре письменной речевой деятельности составляют механизм построения и реализации речевого высказывания
Обучение графики. Чему учить на данном этапе Во-первых, надо учить узнавать буквы и передаваемые ими звуки, называть их и различать. Во-вторых, надо учить писать эти буквы правильно, с учетом свойственной им конфигурации. В-третьих, надо учить правильно соединять буквы в словах.
Обучение орфографии. 1). Написание на основе фонетического принципа. 2). Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента. 3). Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки. Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Например: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и так далее. Один и тот же звук на письме может передаваться разными буквами и буквосочетаниями, но в то же время одно и то же буквосочетание может обозначать разные звуки в английском языке. 4). Трудные словарные слова. Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить.
Обучение различным формам записи. Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. Упражнения для обучения письму должны предполагать: 1) работу над техникой письма (развитие навыков орфографии, каллиграфии и графики) 2) развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка Все упражнения в письменной речи можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые
Основные типы упражнений обучению письму. 1. Списывание. Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом. 2. Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени. Опыт специального обучения показал, что запись речевого материала на слух с однократного предъявления, если она проводится с самой первой ступени обучения регулярно, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты. 3. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать. 4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.) 5. Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.) 6. Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания. 7. Составление краткой аннотации прочитанного.
Программа обучения английскому языку в 8 классе предъявляет следующие требования к уровню формирования письменной речи: 1. Владеть основными правилами орфографии, написанием более употребительных слов. 2. Делать краткие выписки из текста с цель их использования в собственных высказываниях. 3. Заполнять формуляр, анкету: сообщать о себе основные сведения (имя , фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес) 4. Писать короткие поздравления с днём рождения, Новым годом, Рождеством и другими праздниками. 5. Выражать пожелания. 6. Писать с опорой на образец личное письмо зарубежному другу. 7. Рассказывать о различных событиях, делится впечатлениями, высказывать своё мнение. 8. Писать небольшое сочинение с опорой / без опоры на образец. 9. Использовать простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и речевые клише в соответствие с коммуникативной задачей 10. Использовать основные способы словообразования. 11. Соблюдать порядок слов в предложениях 12. Употреблять в письменных произведениях условные предложения реального и нереального характера 13. Употреблять в письменных высказываниях вопросительные предложения. 14. Уметь различать части речи .15. Строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения с помощью служебных частей речи.
Правила и условия для достижения результата. 1. Прочное усвоение теоретического материала 2. Разработка системы упражнений с нарастанием степени сложности 3.Разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности с учётом индивидуально-личностных особенностей учащихся 4. Оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработке умений и навыков 5. Обсуждение, анализ и коррекция выполненной работы при активной позиции учителя и учащихся
Рассмотрим систему упражнений, предлагаемую учащимся на примере темы «Здоровый образ жизни». Первый этап в изучении темы- это введение необходимой лексики в полном объёме с последующей её отработкой в течение всего времени работы над данной темой. Второй этап – работа над графикой и орфографией. На этом этапе учащиеся учатся соотносить графический образ слова с его звуковым образом, сравнивают и анализируют буквосочетания и их транскрипцию, выполняя следующие упражнения: 1. Insert the missing letters He…lthy, to sn…ck, ob…sity, a h…bit, to sk…p, to l…ad (to), a dis…ase, a d…et, to pr…mote, r…gularity, j…nk, exerc…se, var…ety, lifest…le, calor…es, overwe…ght, f…st food, to g…ve up, to l…mit, to b…n, to l..se we…ght.
2. Replace transcription on letters to sk…p, a dis……se, a hab…t, var……ty, to l…d (to), ob…s…ty, a way to l…ve, heal…, j…nk f…d, …nhealthy. 3. Use the ending to complete the words -ad, -ange, -bage, -lic, -fruit, -sh, -ion, -ken, hetti, -kin, -rot gar…, grape…, car…, bre…, cab…, fi…, or…, on…, chic…, pump…, spag… Третий этап – работа над смысловым значением слов. 1.diet A. become slimmer 2. a disease B. being overweight 3. fast food C. different 4. fit D. eating between meals 5. healthy E. good for health 6. homemade F. hamburger, chips and the like 7. a lifestyle G. happening again and again 8. lose weight H. help in the development
2. Fill in the gaps an appropriate word ( confidence, diet, exercise, flexible, healthily, healthy, lifestyle, overweight, regular, regularity, used to, weight ) I`ve always wanted to lose____, but mostly to boots my own_______, not just because of what people have said. I no longer look at it as a ________, I just think about eating________. Diet is stupid. More _______ is better. I ____ be bullied, because I am a bit______. Now I`m trying really hard to lose the extra pounds! Children and teenagers need to be taught that during your younger years dieting is not answer to weight problems. A balanced diet and _______healthy exercise is way to go. The food at my school is really ______. The only problem with this is that it is quite expensive. 3. Build the words and translate health health…, …healthy, healthi…
Четвёртый этап: 1) построение предложений с использованием простейших устойчивых словосочетаний, оценочной лексики и речевых клише в соответствии с коммуникативной задачей. 1. What does being healthy mean to you? As for me, I …, because… Besides I… It means that… I think people should… May be I… Being healthy for me is… My opinion is that…
2) Построение предложений на соблюдение порядка слов в предложении сan/ you/ Exercising/help/better/look good/is/Carrot/eyes/your/ for you/ Do/the/ about/care/environment/? much/Children/not/outside/go/do 3) построение предложений с использованием служебных частей речи (but, so, and, however, while, after, etc.) 4) Построение предложений на употребление глагольных форм и грамматических конструкций. Например: Put the verbs in the correct forms (Present perfect Progressive or Present Perfect Simple). 1. I have ____(to diet) for the past few years. 2. I have______( to try) all sort of diet. 3. I`ve_____(to do) a lot of sports during the last month. 4. I`ve______(to play) three types of games. 5. I`ve______(to study) a lot for the last week. 6. I`ve________(to write) two essays.
Этапы речевых упражнений. 1 этап Упражнения выполняются с использованием данных опор. Учащимся даются статистические данные о соблюдении здорового образа жизни британцами и русскими людьми Задание: What do these facts say about healthy British and Russian teenagers are? В качестве опоры предлагается использовать устойчивые словосочетания: Most of … teenager are… The fact that …says that… It proves that… These bad health habits… These good health habits… More than that,… Besides, limiting…will help you to…
2этап На втором этапе письменная работа выполняется с опорой на текст. Учащимся предлагается текст и развёрнутые вопросы к тексту, на которые учащиеся должны ответить. Текст «Вы заботитесь о своём здоровье?» 3 этап Данный этап речевых упражнений предполагает самостоятельное изложение своих мыслей с опорой на невербальную основу. Задание: Описать картинку, опираясь на изученный материал по теме: «Здоровый образ жизни». What it means healthy lifestyle?
4 этап – продуцирование с опорой на жизненный опыт На этом этапе, как показывает практика, задания должны быть дифференцированы. Мы предлагаем несколько видов заданий: 1. Составление плана к прочитанному тексту 2. Сочинение на тему: «How to be healthy.» 3. Подготовка проекта.
Отдельные показатели сформированности письменной речевой деятельности учащихся
Влияние уровня сформированности письменной деятельности на другие виды речевой деятельности (аудирование, чтение)