Методика описания картинки «Картинка без запинки» Элементы ТРИЗ-технологии на уроках английского языка
Теория решения изобретательских задач ТРИЗ опирается на идею системного подхода. Любой объект можно рассматривать как систему – то есть целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.Система имеет части (подсистема) и включена в более общую систему (надсистему). Также система динамична, изменяется во времени, т.е. имеет прошлое и будущее.
Схема сильного мышления
Алгоритм построения экранной схемы 1. Определиться с ситуацией как с системой.2. В зависимости от целей (цели) определить подсистемы и надсистемы.3. Определить прошлое системы, подсистем и надсистем.4. На базе знания "прошлое - настоящее" определить будущее системы, подсистем и надсистем.Пример.1. Система: дерево.Цель: рассмотреть дерево как часть природы.2. Определяем подсистемы и надсистемы дерева, как части природы.Подсистемы: ствол, ветки, плоды.Надсистемы: лес, растительность, биосфера.3. Определяем прошлое дерева и его подсистем и надсистем (см. рисунок).4. Определяем будущее дерева и его подсистем и надсистем (см. рисунок).
Данная схема носит название многоэкранной схемы сильного мышления. Почему сильного? Предполагается, что если человек обладает сильным (талантливым мышлением), то он мысленно представляет объект сразу на девяти экранах схемы. Горизонтальная линия временная, ее можно продолжать в обе стороны с большими или меньшими временными шагами. Вертикальная линия – структурная, и ее тоже можно продолжать в обе стороны.
Схема служит основой для описания картинки, причем весьма технологичного. Иными словами, схема дает опору, план высказывания (можно рассказать о частях системы с одной стороны и о ее месте среди других систем; с другой стороны можно проследить изменения системы во времени). Учащиеся таким образом получают представление о том, что говорить и какие языковые средства использовать.
Например, говоря о пицце, я прежде всего скажу о том,что это, какая она, каково ее назначение (система – признаки - функция системы), я могу рассказать вообще об еде или об итальянской кухне, могу рассказать о том , как и из чего ее можно готовить (надсистема – подсистема), а также как я относился к ней в детстве и сейчас или рассказать историю изобретения пиццы ( временная линия).
Таким образом, ребенок , который умеет видеть любой объект как часть такой многоэкранной схемы , в пространстве и во времени, всегда найдет, что сказать (а «я не знаю что говорить» - это главная проблема учащихся). Отобрать же лексику для выражения своих мыслей поможет этап поэкранной проработки схемы . Например,Что это? Какое оно? Для чего оно? Какие действия оно производит или производят с ним? - на уровне экрана 5, т.е. непосредственно самой системы .Частью чего оно является? - экран 2( надсистема), Из каких частей состоит? – экран 8(подсистема).Что было в прошлом? – экран 4(система), Что будет в будущем? – экран 6(система).Экраны 1 и 3 – прошлое и будущее надсистемы.Экраны 7 и9 – прошлое и будущее подсистемы.
Результатом применения ТРИЗ является формирование системно- диалектического способа мышления. Цели, которые достигаются при использовании ТРИЗ на уроках английского языка :Большая активность учащихсяСистемность знанийКоммуникативная направленность
Элементы ТРИЗ-технологии с успехом применяются на этапе введения в тему и разработки ее концепта, когда необходимо актуализировать личный опыт и знания учащихся, помочь в самоопределении и личном целеполагании учащихся по отношению к теме (спайдограммы, опорные конспекты, семантические карты, ассоциации, разнообразные классификации). Эта методика особенно успешно используется при обучении говорению с использованием картинки. Она так и называется – «Картинка без запинки» (автор Ингрида Мурашковска)
Методические шаги и приемы
Состав картинки Шаг 1: “Divide!” — определение состава. Наводим глазок "камеры" на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и фиксируем их названия в кружочках на доске (имена существительные).
Связи и взаимодействия между объектами Шаг 2: "Unite!” - нахождение связей. Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы это сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в соединенных кружочках (глаголы).
Характеристики объектов и действий Шаг 3: “Sense and say!” - Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка. Рассказываем о полученных ощущениях (имена прилагательные, сравнительные обороты).
Копилка образных характеристик Шаг 4: “Collect!” - Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов.Сортируем их.Записываем на карточках-опорах
События предшествующие и последующие Шаг 5: “Forward - Back!" — выстраивание временной последовательности. Выбираем одного из героев и представляем по шагам, что он делал раньше, до появления на картинке, что будет делать потом. При необходимости большие шаги дробим на мелкие. Находим причинно-следственные связи
Разные точки зрения Шаг 6: “Express yourself!" — Переход на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев.Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя, в ином состоянии, или берем того же героя в другое время, в другом состоянии. Описываем все с новой точки зрения.Включаем описания с разных точек зрения в рассказ
Презентацию выполнилаРянняль Лариса АлексеевнаСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!