1. Понятие социальной политики и государства всеобщего благополучия; 1. Понятие социальной политики и государства всеобщего благополучия; 2. Основные направления социальной политики; 3. Социальные гарантии; 4. Национальные особенности организации социальной работы
Суть социальной политики заключается в том, чтобы регулировать отношения как между различными социальными группами населения и слоями общества, та и внутри их в целях обеспечения необходимых условий для повышения уровня жизни членов общества и создания социальных гарантий для участия в процессе общественного производства Суть социальной политики заключается в том, чтобы регулировать отношения как между различными социальными группами населения и слоями общества, та и внутри их в целях обеспечения необходимых условий для повышения уровня жизни членов общества и создания социальных гарантий для участия в процессе общественного производства
Социальная политика - это деятельность государства, направленная на создание наиболее благоприятных условий для формирования экономических стимулов к производственной деятельности с целью повышения благосостояния общества и поддержания отношений справедливости. Социальная политика - это деятельность государства, направленная на создание наиболее благоприятных условий для формирования экономических стимулов к производственной деятельности с целью повышения благосостояния общества и поддержания отношений справедливости.
Экономический рост и социальная политика тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то население утрачивает стимулы к эффективной экономической Деятельности, и напротив, без создания благоприятных социальных условий для высокопроизводительного труда и возможно полной занятости невозможен экономический рост. Экономический рост и социальная политика тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то население утрачивает стимулы к эффективной экономической Деятельности, и напротив, без создания благоприятных социальных условий для высокопроизводительного труда и возможно полной занятости невозможен экономический рост.
Основными направлениями социальной политики государства являются: Основными направлениями социальной политики государства являются: регулирование занятости населения; регулирование трудовых отношений; Регулирование системы социального страхования; политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.
Для регулирования занятости и смягчения социальных конфликтов правительством разрабатываются специальные программы, которые предусматривают увеличение рабочих мест как в государственном, так и в частном секторах экономики. Для регулирования занятости и смягчения социальных конфликтов правительством разрабатываются специальные программы, которые предусматривают увеличение рабочих мест как в государственном, так и в частном секторах экономики.
Регулирование трудовых отношений предполагает создание государством правовой базы для регулирования наемного труда, а также осуществление контроля со стороны государственных органов за соблюдением трудового законодательства. Регулирование трудовых отношений предполагает создание государством правовой базы для регулирования наемного труда, а также осуществление контроля со стороны государственных органов за соблюдением трудового законодательства.
Регулирование системы социального страхования подразумевает, что источниками для финансирования программ социального страхования являются средства государственного бюджета, средства предприятий и фирм, средства личных пенсионных счетов самих работников. Система социального страхования в разных странах не является одинаковой, как неодинаково участие государства в формировании фондов этой системы. Регулирование системы социального страхования подразумевает, что источниками для финансирования программ социального страхования являются средства государственного бюджета, средства предприятий и фирм, средства личных пенсионных счетов самих работников. Система социального страхования в разных странах не является одинаковой, как неодинаково участие государства в формировании фондов этой системы.
Регулирование доходов членов общества подразумевает, то что, проводя соответствующую политику в области распределения доходов населения страны, государство стремится сократить резкое неравенство в доходах и на этой основе обеспечить необходимый уровень жизни. Регулирование доходов членов общества подразумевает, то что, проводя соответствующую политику в области распределения доходов населения страны, государство стремится сократить резкое неравенство в доходах и на этой основе обеспечить необходимый уровень жизни.
Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения характеризуется уровнем удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни населения характеризуется уровнем удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей. Он определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой - количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения
Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества. Концепция государства всеобщего благосостояния постулирует принцип справедливого распределения и обеспечения благосостояния каждого члена общества.
это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики. это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям: Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям: необходимый и достаточный объем; обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами; адресность; учет территориальных особенностей; механизм доведения до получателя.
Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией. Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.
Поступления из системы социальной защиты делят на три группы: Поступления из системы социальной защиты делят на три группы: денежные выплаты (пенсии, пособия); льготы, проявляющиеся в праве на снижение налогов, получение трансфертов в натуральной форме; социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
Социальные гарантии выполняют различные функции: Социальные гарантии выполняют различные функции: алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне; защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания; стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.
Пособия и льготы классифицируются следующим образом: Пособия и льготы классифицируются следующим образом: льготы и дотации на оплату жилья и коммунальных услуг; льготы по проезду на внутригородском общественном и междугороднем транспорте; льготы по приобретению лекарств; бесплатное обеспечение транспортными средствами, дотации на бензин и техническое обслуживание; выплаты пособия по бедности; выплаты пенсионерам, ветеранам и лицам преклонного возраста; выплаты инвалидам; льготы по налогообложению; компенсации и выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; выплаты пособий на детей и матерям; льготное и бесплатное предоставление путевок санаторно-курортного лечения; жилищные субсидии.
Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение определенного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Главное условие работы с национальными меньшинствами — наличие знаний о том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальных меньшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в других государствах. Главное условие работы с национальными меньшинствами — наличие знаний о том, кто они такие, как возникают и каковы особенности национальных меньшинств России по сравнению с национальными меньшинствами в других государствах.
Это обусловливает следующие наши задачи: Это обусловливает следующие наши задачи: предоставить необходимые сведения о национальных меньшинствах, диаспорах; классифицировать разновидности национальных меньшинств; рассмотреть политико-правовую базу социальной работы с ними; проанализировать проблему национальных меньшинств в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
Для более эффективной социальной работы с этими коллективами целесообразно выделить четыре группы диаспор: Для более эффективной социальной работы с этими коллективами целесообразно выделить четыре группы диаспор: внутренняя диаспора — та часть населения, которая проживает вне своих республик (коми, карелы, хакасы, алтайцы, чуваши, осетины и др.); ближняя диаспора — национальные меньшинства, историческая родина которых — бывшие союзные республики; по численности это большая группа населения (украинцы, белорусы, казахи, армяне, грузины и др.); дальняя диаспора — национальные группы, чья историческая родина — государства дальнего зарубежья (немцы, греки) российская диаспора — этнические русские и русскоязычное население в новых независимых государствах, проблемы которого можно условно разделить на общие (которые присутствуют в жизнедеятельности всех диаспор) и кризисные (которые отягощают жизнь диаспоры в кризисной ситуации).
Социальная работа с национальными меньшинствами заключается в том, чтобы адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям, обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы. Социальная работа с национальными меньшинствами заключается в том, чтобы адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям, обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы. Другое направление этой работы — оказание им помощи в сохранении национальной идентичности, в превенции утраты своих обычаев, традиций, психологии и культуры.
Таким образом, работа с национальными меньшинствами проводится на трех уровнях: государственном, (федеральном),региональном и местном. Должно соблюдаться равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, региональной, языковой или религиозной принадлежности. Таким образом, работа с национальными меньшинствами проводится на трех уровнях: государственном, (федеральном),региональном и местном. Должно соблюдаться равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, региональной, языковой или религиозной принадлежности.
Савинов, Л.И. Социальная работа / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 182 с. Савинов, Л.И. Социальная работа / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 182 с. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы. Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова, А.Е. Илларионова. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 478 с. Шмелева, Н.Б. Введение в профессию «Социальная работа». Учебник / Н.Б. Шмелева. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 209 с.