Проектная деятельность и развитие творческих способностей учащихся Васильева Татьяна Тимофеевна Учитель технологии высшей категории
Проектная деятельность учащихся является важной составляющей учебного процесса и предполагает применение школьниками знаний и умений, полученных из различных разделов образовательной области «Технология». Проект – это не любая деятельность учащегося, результатом которой является тот или иной продукт, а деятельность исследовательская, поисковая, ориентированная на реальный практический результат.
Требования предъявляемые к методу проектов: Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы; Практическая значимость результатов; Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); Возможность самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности.
Деятельность учителя при проектном обучении: 1.Формирование банка учебно-познаватель- ных задач 2. Создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов 3. Вооружение учащихся необходимыми знаниями и умениями.
Показатели, необходимые при составл ении банка проектов: Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. 3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Одним из главных требований, предъявляемым к проекту является его актуальность и полезность В связи с этим хочется рассказать о наиболее интересных проектах: Проекты, выполненные учащейся Васильевой Аней 1.«Мотивы каслинского узора в оформлении интерьера» 2.«Использование старинных кружевных узоров и народных традиций в современном интерьере» были представлены на Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в г. Москве в 2002 и в 2003 г. и заняли призовое 3 место.
Проект: "Мотивы каслинского узора в оформлении интерьера" Г. Москва НПК, 2002г. - защита проекта 3 место
Проект: «Использование старинных кружевных узоров и народных традиций в современном интерьере» г. Москва, 3 место
В банк проектов я стараюсь включать темы, которые актуальны для нашего лицея. Примером такого проекта может служить проект, выполненный Нижегородцевой Аней «Спецформа и дидактический материал для кулинарного профиля». С данным проектом Аня участвовала в городской научно-практической конференции молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее» в номинации «Полезная модель» и заняла первое место, а также была награждена медалью бакалавра конкурса рационализаторов «Полезная модель».
Проект «Изготовление спецформы и дидактического материала для кулинарного профиля» Нижегородцева Аня учащаяся 9 класса номинация «Полезная модель», 1 место, медаль бакалавра -2005 г. Фото 1. Фартук – подсказка и колпаки Фото 3. Солонка и перечница
Школьный фитобар Калинка» г. Москва, 2006 г. Диплом за лучшую текстильную работу
В целях повышения эффективности подготовки учащихся и более активного приобщения их к искусству в банк данных проектов по технологии для учащихся 9-11 классов была включена тема: «Оформление кабинета прикладного творчества»
При выборе темы проекта мы исходили из того, что включение в образовательный процесс произведений декоративно-прикладного искусства отвечает, с одной стороны, эстетической потребности в художественном оформлении интерьерного пространства, а с другой – позволяет использовать их в процессе обучения.
Ученики работали над проектом, как на уроках, так и во внеурочное время. Проекты, направленные на оснащение кабинетов, предметно-пространственной среды школы, имеют большое учебно-воспитательное значение и рождают чувство ответственности за все, что окружает учащихся.
Коллективный метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, такие как: умение работать в коллективе умение брать ответственность за выбор, решение умение разделять ответственность умение анализировать результаты деятельности
Групповой проект «Персефона» -оформление кабинета технологии
Кожаная пластика на стаканчиках
Художественная вышивка
Аппликация Вышивка лентами Вышивка бисером
Бисероплетение -бонсай
Закономерным итогом своей работы я считаю победы учеников на Всероссийском уровне. И я уверена, что знания и умения, которыми овладевают ученики на урочных и внеклассных занятиях, будут востребованы в жизни, последующей профессиональной деятельности.
В результате проектной деятельности учащиеся: применяют актуализированные знания и приобретают новые осваивают разные способы человеческой деятельности находят работу по способностям и потребностям раскрывают творческий потенциал. На всех этапах осуществления проекта в центре внимания – уникальная целостная личность ребенка, открытая для восприятия нового опыта.