Стили речи Введение в стилистику
Что мы уже знаем о речи…Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно:а) составить объявление;б) рассказать о собрании родителям.Сколько текстов у вас получится? Когда мы воспользуемся разговорной, а когда книжной речью?
Речь Речь Книжная Разговорная научно-деловая художественная
Обратите внимание!Разговорная речь = разговорный стиль.Художественная речь = художественный стиль.
Что такое стиль?
Прочитайте два текста. Какой из них вы отнесёте к научно- деловой речи? Почему?1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми.2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными.
Прочитайте 3 текста. К какому типу речи они относятся? Как вы это определили?1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом.2. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти!-Да, такой грозы давно не бывало.
Выделите в данном отрывке три текста, принадлежащих к разным типам речи.(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Проверь себя!Научно-деловая речь: (1), (3).Разговорная речь: (4), (6).Художественная речь: (2), (5).
Найдите отличительные особенности каждого стиля речи.Научно-деловая речь: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение.Сообщаются точные данные.Есть термины.Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении.Тире между подлежащим и сказуемым.
Художественная речьДождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. Задача речи – воздействие.Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.).Нет терминов.Есть слова в переносном значении.Многоточие.
Разговорная речь- Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе!Задача речи – общение.Нет терминов.Фразеологизмы.Местоимения 1 и 2 лица.Диалог.Краткость речи.
Словесное описание картиныВоспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.Попробуйте «войти» в картину, представьте себе этот день. Какой он? Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались рядом с одиноко прогуливающейся женщиной в парке в осенний день.
ЗаданиеСоставьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться:1) словесная зарисовка этого дня;2) краткая сводка погоды;3) разговор в семье на эту тему.
Подведём итоги и поразмышляем…Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже?По какому признаку разделяется разговорная и книжная речь?Как мы будем отличать разговорную, научно-деловую и художественную речь?
Молодцы!
Используемая литератураwww.levitan.org.ruБыстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. – М., 2007.
Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы