Сочинение – рассуждение.(готовимся к части C ) Урок русского языка в 11 классе
Цели урока: 1.продолжить обучение написанию сочинения-рассуждения;2.систематизировать знания и умения учащихся по созданию сочинений;3.формировать у учащихся коммуникативную компетенцию.
Дьёрдь Пойа «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
«… если хотите научиться писать сочинения, то…
Основная цель Написать сочинение-рассуждение на основе текста В. Солоухина
Солоухин Владимир Алексеевич Владимир Алексеевич Солоухин-русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы»
Особенности публицистического стиля речи
Исходный текст (1) 3емля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. З) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени.
(8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. (13)К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14)С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. 15)Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16)Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
Определите тему текста, основную мысль, тип и стиль речи, способ связи слов в предложении.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения Формулировка одной из проблем исходного текста;Комментарий по выбранной проблеме;Формулировка позиции автора;Аргументы за или против авторской позиции(один из литературных источников, второй основан на жизненном опыте);Заключение.
Задание: Построить предложение с глагольным управлением и записать в тетрадях(работа по группам)
Определите лексическое значение слова «комментировать»
Виды комментария текстуальныйТекстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.концепционныйПри концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
Социальные, религиозные, моральные,этические, нравственные, философские,экологические, национальные, психологические.
Какими могут быть эти проблемы с точки зрения актуальности?
Что такое позиция? Это отношение автора к проблеме
Речевые клише выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой взгляд, автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений, что; я считаю, что… выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, радует то, что…; нельзя остаться равнодушным, интересно то, что…выражение согласия (несогласия) с мнением автора: разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться с автором, к сожалению, вынужден буду возразить; по моему, автор упустил из виду то, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом…
Основные варианты вступления Проблемный вопрос Общие сведения об обсуждаемой проблемеСсылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текстаСоздание определённого эмоционального настроя; Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текстаС кратких сведений об авторе, о его творчествеС двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли
Работа над заключением обобщить информацию, сказанное;подвести итоги размышления;дать оценку сказанному;дать ответ на вопрос, если он поставлен во вступлении;вновь привлечь внимание к проблеме, подчеркнув ее актуальность;призвать читателя к выполнению тех или иных задач
Рефлексия Продолжите предложения:Я получил конкретные рекомендации…Мне эта работа была необходима…Для меня было недостаточно…
Домашнее задание Закончить сочинение-рассуждение