Сочинение по картине как один из элементов системы работы по развитию речи Материал подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 Сысоевой Ириной Ивановной
Живопись – поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи
Живопись—часть культуры народа, и в этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение родной речи.
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Ещё в середине XIX века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф.И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа. В настоящее время в методической литературе по проблемам обучения родному языку существует точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка.
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся, позволяет реализовать учащимися познавательно-творческую потребность.
Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение.
Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, которое пробуждает у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, сочинения, рассказов по репродукции, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, разыгрывание ролей её персонажей, наделение их биографиями. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста и уровня владения речью.
Отбор картин для уроков развития речиПри отборе произведения живописи для работы на уроке, следует руководствоваться следующими критериями: Соответствие поставленным учебным задачам; Ярко выраженный, понятный определенному возрасту сюжет; Соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся; Возможность формиравания культуроведческой компетенции учащихся; Целесообразно отбирать произведения отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания народа; Эстетическая и воспитательная функции; Учет межпредметных связей; Требования программы по развитию связной речи.
Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картинеКартина, ограниченная рамками одной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Сбор и систематизация материала для сочинения. Умение строить речевые высказывания разных жанров (описание, повествование, рассуждение).
Содержание и структура уроков русского языка по картине.Уроки с использованием картины предполагают эстетически грамотный анализ полотна, внимание к специфическим средствам живописи, закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его. На таких уроках сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо – при одновременном рассматривании репродукции картины. Отбор языкового и речевого материала для этих уроков определяется внеязыковыми темами, связанными с содержанием картины.
Структура урокаПодготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово учителя); Рассматривание картины; Анализ картины как произведения искусства (беседа по картине); Словарно-стилистическая и орфографическая работа; Чтение искусствоведческого текста; Анализ искусствоведческого текста; Составление схемы или плана речевого произведения; Устное или письменное сочинение; Анализ письменных работ учащихся.
Вступительное слово учителяЦель – дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства. Могут быть использованы воспоминания или письма художников, касающиеся данного произведения, пересказ отрывков из художественных произведений или чтение стихотворных сторк, близких теме картины.
Рассматривание картины и ее анализ (беседа)В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать. Образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи. Цель анализа картины – углубить первоначальное её восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы.
Проведение словарной работыПри проведении словарной работы учитель должен организовать её так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремиться не только расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты. Синонимы, эмоционально окрашенные слова.
Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование на уроке толкового словарика, к которому учащиеся обращаются в ходе беседы. Можно использовать словарик живописи, составленный на основе анализа искусствоведческих текстов и включающих толкование терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оттеночных слов, относящихся к картине.
Чтение и анализ искусствоведческого текстаАнализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины, во время беседы усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание.
Методика анализа искусствоведческого текстаТекст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников. Обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов. Содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения: Определение темы и основной мысли; Нахождение опорных слов; Выделение структурных частей текста; Определение авторской позиции в тексте; Установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста; Определение композиционного жанра и стиля текста.
Составление плана высказывания по картинеСоставление плана предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения тесно связан с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения. Целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом – сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, т.к. план в какой-то степни предопределяет тип и стиль речевого произведения.
Сочинение по картине и его анализВ зависимости от задачи урока, наличия у учащихся картины в домашних условиях и времени на уроке письменная работа по картине проводится в классе или задаётся на дом. Проверка и анализ сочинения имеет свою специфику. Которая выражается в том, что учитель, оценивая работу, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник, выполнил ли он поставленную задачу, соответствует ли его высказывание теме и замыслу художника, употребил ли он искусствоведческую лексику. Проверяя письменную работу, учитель должен учитывать, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, и поэтому необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоятельность и творческие находки учащихся, оригинальность в речевом оформлении.
Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Н. Толстой
Спасибо за внимание!