Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 11 класс
Задачи урока: Знать - грамматические признаки СПП; средства связи главной и придаточной части;Уметь – определять типы связи предложений с несколькими придаточными; границы главного и придаточного предложений;Развивать – навыки работы с текстом(задание С)
Тема: Совершенство природы, неповторимость и индивидуальность.Проблема: Взаимоотношения человека и природы Крохотная частица природы – и Его Величество человек. Ц. «Мы теперь, если все дружно возьмемся, - за 20 минут целый мир перепашем»Позиция автора: Ц. «Прежде чем перепахивать мир, нужно научиться любить его, дорожить им, видеть его красоту и неповторимость»Аргументы: В.Распутин «Прощание с Матерой», В. Астафьев «Царь-рыба».
Тема: Человек и компьютер. Проблема: Компьютеризация школ превращается из частной в глобальную. Ц. «Компьютеризация школьного образования – это глобальный процесс»Позиция автора: Компьютер делает человека совершеннее.Ц. «Парта с компьютером – это пропуск в будущее»Аргументы: Е.Велтистов «Приключения Электроника», компьютер – большой справочник, двигатель человеческой мысли от палки к колесу, от колеса к компьютеру.
1.Расставьте и объясните расстановку знаков препинания.2.Сделайте синтаксический разбор предложения Отец мой для того служил чтобы иметь способ образовать нас и много трудился прежде в военной службе которая была тогда очень тяжела и когда потерял здоровье для той службы то перешел в штатскую.
Последовательное подчинение придаточных Линейная схема Вертикальная схема В каком предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение? 1.Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. 2.Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны – великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться. 3.Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели. 4.Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам и болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся..
Однородное соподчинение придаточных Линейная схема Вертикальная схемаВ каком предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение? 1.Он бережно поцеловал жену и пошл в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст – все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.2.С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.3.Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит морской флаг.4.Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.
Неоднородное (параллельное)подчинение придаточныхЛинейная схема Вертикальная схема В каком предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?1.Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.2.Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.3.Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.4.Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.
Домашнее задание 1.Сочинение-рассуждние по текстам стр. 293 «УТТ»2.Параграф – 56, стр. 117, упр. 69 (2 часть)