Словесные воздействия в работе учителя
Типология словесных воздействий (по театральной «теории действий» П.М.Ершова) Внимание - зватьЭмоции – одобрять, укорятьВоображение – предупреждать, удивлятьПамять – узнавать, утверждатьМышление – отделываться, объяснятьВоля – приказывать, просить
Как избегать разговоров на повышенных тонах (о словесных воздействиях на внимание)
Цель простого словесного действия звать – обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание партнера и только.Действие звать требует минимального количества слов. Например, слова: «Послушайте!», «Подождите!», «Минуточку!», «Гражданин!», или обращения: «Коля!», «Вася!», «Николай Васильевич!» и так далее.Люди, общающиеся с теми, кто к другим невнимателен, обычно много кричат и говорят излишне громко.
Как не попадаться в ловушку собственных амбиций(о словесных воздействиях на мышление)
На подобную работу мышления направлены словесные действия объяснять (втолковывать, разъяснять) и отделываться (отмахиваться, огрызаться).Если объясняющий добивается от партнера, чтобы тот что-то понял и стал его единомышленником, то отделывающийся, хотя тоже добивается понимания, но делает это только для того, чтобы поняв, партнер отстал. Например, «Неужели непонятно», «давно пора понять» и т.п.Когда учителя не могут объяснить ту или иную тему, то обычно они начинают отделываться.
Как избегать категоричности в речи(о словесных воздействиях на память)
На подобную работу мышления направлены словесные действия узнавать (задавать вопросы) и утверждать.Характерный признак действия узнавать является ожидание ответа без всякого его предрешения (в отличии от вопроса с оттенком утверждения: «Не так ли?»). Действие утверждать, наоборот, характеризуется тем, что на последнем ударном слоге утверждающий «бросает» партнера. Например, «да, был» и «нет, не был».
Чем разнообразить свою речь(о словесных воздействиях на эмоции)
На подобную работу мышления направлены словесные действия укорять (упрекать, стыдить) и ободрять (подбадривать, сочувствовать, жалеть).Человек начинает ободрять, когда он стремится укрепить в сознании партнера уверенность в том, что в своих намерениях и действиях ему ненужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. Например словами, «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».Действием укорять человек как бы будоражит в сознании партнера то, что должно было бы определять, но не определять его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!», «У нас же школа, а не детский сад».Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя.
В чем секрет артистизма учителя(о словесных воздействиях на воображение)
Способы воздействия на воображение – удивлять (поражать, хвастать, похваляться) и предупреждать (намекать, подстерегать, «подкарауливать», язвить).При действии предупреждать намек (даже игривый) направляет воображение партнера на не совсем приятные или очень для него неприятные вещи. Поэтому предупреждающий всегда готов к протесту со стороны партнера, к его сопротивлению.Действие удивлять появляется в поведении учителя, когда он считает, что сообщаемая им информация будет учениками принята с восторгом.Знания, выдаваемые с помощью действия удивлять, становятся для учеников подарком. Учительские воздействия на воображение помогают пробуждаться способностям и талантам учеников.
Как освобождаться от вульгарных интонаций(о словесных воздействиях на волю)
Способы воздействия на волю – приказывать и просить.Оба эти способа связаны с категоричностью: не думай, не сомневайся, не рассуждай – делай ( в варианте просить – с добавлением «пожалуйста»: пожалуйста, не думай, не сомневайся; пожалуйста, делай).Чаще всего к этим способам воздействия люди прибегают, когда им нужен немедленный результат – если некогда рассуждать, думать, колебаться и взвешивать обстоятельства либо если терпение воздействующего истощилось, а все другие способы воздействия словом безрезультатны.Тон распоряжений и приказов, царящий на многих уроках, особенно в начальной школе, впитывается детьми и переносится ими в общение между собой.
Переплетение словесных воздействий
Предупреждать, упрекать, утверждать – «Сейчас я удивлю вас очень приятным известием».Речь учителя становится интересной, когда смысл слов не соответствует способу словесного действия, которым он пользуется, произнося данные слова. Например. Приказывает фразой: «Ты, Таня, мне сейчас очень нравишься!» Просит: «Я поставлю вам тройку…» Узнает: «Вы откроете тетради, чтобы я их проверила?» и т.п.Приказ и предупреждение – угрожать.Приказ и упрек – ругать.Приказ и одобрение – понукать.Приказ и объяснение – вдалбливать.Просить, упрекать и намекать – канючить.Сам учительский выбор того или иного типа словесного воздействия связан с пониманием сложившейся ситуации.
Ершов А.П. Словесные воздействия в работе учителя: педагогам о мастерстве общения с классом