Готовимся к ГИА Приемы компрессии текста(пишем сжатое изложение)Часть 1. С 1.
Задание С1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если:1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Памятка1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.2.Не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).3.Чередовать разные типы предложений и употреблять только изученные.4.Правильно употреблять личные местоимения.5.Перечитать готовое изложение и а) устранить повторы; б) снять логическое противоречие; в) исправить неточное употребление слова.
Основные способы сжатия текста Исключение• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);• предложений с описаниями и рассуждениями;• повторов;• одного или нескольких синонимов.
Основные способы сжатия текстаОсновные способы сжатия текстаОбобщение• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Основные способы сжатия текстаУпрощение разбивка сложного предложения на сокращенные простые;• замена сложноподчинённого предложения простым.• перевод диалога или прямой речи в косвенную;• замена фрагмента текста синонимичным выражением;• формулирование мысли своими словами.
Работаем с текстом Выделим микротемы.1 абзац.Доставшееся нам историческое и культурное наследие надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Работаем с текстомВыделим микротемы.2 абзац.Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона, преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Работаем с текстомВыделим микротемы.3 абзац.Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
Работаем с текстомВыделим микротемы.4 абзац.«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Работаем с текстомКак относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти всё же возникают иные, горестные картины.
Использованные приёмы сжатия Замена фрагмента текста(доставшееся нам наследство – его).Исключение фрагментов предложения (жизненный опыт, а порой).Исключение синонима (грустные).Обобщение (образование сложного предложения путем слияния двух смежных).
Работаем с текстом Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Использованные приёмы сжатия Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением)Исключение предложения, содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.
Работаем с текстом Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Использованные приёмы сжатияОбразование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, исключение синонимов, упрощение;Исключение предложения, содержащего второстепенные факты
Работаем с текстом«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Самостоятельная работа1 абзац. Микротема. Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.
Самостоятельная работа2 абзац. Микротема. Сегодня книга - по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.
Самостоятельная работа3 абзац. Микротема. Достоверным является лишь слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго сохраняется в памяти.
Самостоятельная работа4 абзац. Микротема. Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений.
Творческих успехов!за работу