Тема урока: «Правописание корней РАСТ, РАЩ, РОС» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 14 Рыжкова Надежда Михайловна
ЦЕЛИ УРОКА: 1.Обобщение и систематизация сведений о правописании чередующихся гласных в корне слова; выработка практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное Правописание. 2. Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи. 3. Формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.
Психологический настрой на урок Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг! И на уроке этом мы опять Все поработаем на «пять».
Правописание корней «раст-ращ-рос» и «лаг-лож» Проверь!!! РЕФЛЕКСИЯ - Как ты думаешь, схема полная или неполная?
Вспомним словарные слова Слова для справок: Ростов Ростислав отрасль росток ростовщик
Тренировочные упражнения Творческий диктант. Замените одним словом. 1.Молодой лес. 2. Отдельная область деятельности, науки, производства. 3. Частый кустарник, которым зар..сло какое-нибудь место. 4. Дать р..стки. 5. Стать ветвистее, гуще, больше.
Выборочный диктант . Выпишите слова на изучаемую орфограмму, проверьте написание. Это интересно. Пшеница – самое первое хлебное р..стение, которое посеял человек. 2. Рожь быстро р..стёт, сама, без помощи человека, справляется со многими сорными травами. 3.Семена свёклы так прочно ср..стаются, что их невозможно разделить. Если клубочки семян свёклы посеять, из каждого выр..стает несколько р..стков. 4.В июле зар..сли тмина выглядят так, словно на них набросили белое кружево: это от обилия мелких беленьких цветков.
Тренировочные упражнения 1. Творческий диктант. Слова для справок: поросль, отрасль, заросли, прорасти, разрастись. 2.Выборочный диктант. Растение, растет, срастаются, вырастает, ростков, заросли.
Релаксация. Дети закрывают глаза, опускают голову на парту. «Вы- маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают выросшие красивые цветы. Жизнь прекрасна. Но настало время проснуться….» Дети поднимают голову, потягиваются.
Работа с текстом Р_сти, р_сти яблонька подр_стай. Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай! З_л_тое2 солнышко жарче грей! Выр_стайте яблоки1 поск_рей! Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла. Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2. Отр_хнула яблонька свой наряд, И поспели яблоки для ребят4.
Расти, расти, яблонька, подрастай. Цвети, цвети, яблонька, расцветай! Золотое2 солнышко, жарче грей! Вырастайте, яблоки1, поскорей! Росла, росла яблонька, подросла. Цвела, цвела яблонька, отцвела2. Отряхнула яблонька свой наряд, И поспели яблоки для ребят.4
Объяснительный диктант Красная книга растений. Как радует нас красота и аромат полевых цветов! Но часто к ним тянутся жадные руки и безжалостно рвут их. Эти красивые цветы и ценные лекарственные растения могут исчезнуть навсегда. Многие из них занесены в «Красную книгу растений».
Предложение для разбора Учёные создали Красную книгу и перечислили в ней исчезающие от бездумного варварства человека растения ландыши колокольчики ночные фиалки. Объясните постановку знаков препинания в предложении. Какое слово является обобщающим? Объясните орфограмму в этом слове. -Проверьте написание остальных слов в предложении. -Почему книгу исчезающих растений и животных назвали Красной? Что общего у Красной книги и светофора? -Красный свет светофора означает опасность для жизни. Убийство природы опасно для жизни человечества).
Отгадай загадки!!! Природой бережно спелёнутый, Завернутый в зелёный лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист… (Ландыш) Девица красна в землю вр..сла. (Морковь) И зелен, и густ – на грядке выр..с куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать.( Лук) Рос Демид, выр..с, на белый свет вылез, сквозь землю прошёл, красну шапку нашёл.(Гриб) Что вниз вершиной р..стёт?( Морковь) Вокруг озера лес р..стёт.( Камыш)
Контрольный тест по русскому языку!!!
1 вариант 1. Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам: а) б) в) г) р…стовщик о а о а выр…стить а а о о подр…сли о а а о отр…сль а о а о 2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква О? 1) р.стение, водор.сли 2) выр.щивать, возр.ст 3) р.сток, зар.сли 4) подр.стая, выр.сти 3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква А? А. подр.стал Б. подр.сший В. отр.сль Г. разр.стается 1) А, В, Г 2) А,Б,Г 3) А,В 4) Б,Г
2 вариант Какую букву нужно вставить? Выберите правильный ответ: найдите столбик: а), б), в), или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам: А) Б) В) Г) зар..сли о а а о р..сток о а а о Р..стов о а а о р..стительность о а о а 2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А? 1) возр.ст, зар.сли 2) отр.слевой, ср.щение 3) подр.стал, Р.стислав 4)ср.слись, выр.сший 3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О? А. р.стить Б. выр.сли В. водор.сли Г. р.стовщик 1) А,Г 2) Б,В,Г 3) Б,В 4) А,Б,В
Домашнее задание Записать в тетради 5 пословиц ( или 2-3 загадки), в которых встречаются корни на изученную орфограмму.
Рефлексия. - Что вам запомнилось? - Какие знания понадобились на уроке? - Чему вы научились?