Уроки русского языка.Глагол. Учитель русского языка и литературы.Свирская Наталья Александровна
Неопределённая форма глагола Цель урока: получить представление о неопределённой форме как о начальной форме глагола, отличии неопределённой и личных форм.
Запишите существительные в нужной форме. (Не) видеть (Волга, суша, крепость).(Не)навидеть (фальш.., бестолоч.., шпионаж..).(Не)домогать от (усталость, перегрузка, печаль).
Закончите пословицы глаголом с частицей не. Одна ласточка весны... (не делает).Волков бояться — в лес... (не ходить).
Работа с учебником. У каждого изменяемого слова в русском языке есть начальная форма. Для глагола начальной формой является неопределённая (лат. — «инфинитив»).Инфинитив только называет действие, не указывая ни на время его протекания, ни на лицо, ни на число. В словарях, где толкуется значение слов, глаголы представлены в неопределённой форме (инфинитиве).
Работа с учебником.Упражнение 625, орфограмма № 22.Вывод: все глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? что сделать? и пишутся с ь: ходить, гадать, поберечь.
Проверка.По лесу можно часами бродить бездумно и просто глазеть. Но потом окажется, что и бродил ты не зря и глазел не бездумно. Из леса всегда что-нибудь принесёшь, даже если ни к чему не прикасался. Лес непременно тебя одарит.
Работа с учебником.Упражнение 627 — закрепление.Упражнение 626.При образовании формы прошедшего времени перед суффиксом -л- сохраняется гласная, которая была перед окончанием -ть, поэтомувеять — веялрастаять — растаял и т. п.
Домашнее задание: § 109, упражнение 628.
Неопределённая форма глагола Цель урока: закрепить умение определять окончания глаголов в неопределённой и личной форме, употреблять в речи глаголы в инфинитиве
Запишите слова в три столбика по частям речи. Стриж, достичь, колюч, рыж, зрелищ, дюж, помочь, рассечь, разжечь, ландыш, барж, плющ, отвлечь, широкоплеч, свеж.
Проверка.стремительный стриж, Стриж стремительный. Стриж стремителен
Каким членом предложения является глагол в неопределённой форме? Не прикажите казнить, прикажите миловать.«Скажи мне, кумушка, что у тебя за страсть — кур красть?» — крестьянин говорил Лисице, встретясь с нею. (И. Крылов.)
Работа с учебником.Упражнение 629.Упражнение 630 Упражнение 631 Вывод: словосочетания сущ. + сущ. уместны в официальном стиле речи, глаг. + сущ. — в разговорном.7.Упражнение 635
Домашнее задание: Упражнение 632.
Правописание -тся и -ться в глаголах Цель урока: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3-го лица, произношения и написания глаголов на -ться, -тся.
Укажите изученные орфограммы. ПЕТУШКИ. Петушки распетушились, Но подраться не решились, Если очень петушиться, Можно перышек лишиться, Если перышек лишиться, Нечем будет петушиться. (В. Берестов.)
Какие суффиксы вы напишете перед окончанием -ть? Ла..ть, кле..ть, ре..ть, слыш..ть, подброс.ть, вид..ть, се..ть Образуйте от этих глаголов форму прошедшего времени. Сделайте вывод о правописании гласной перед суффиксом –Л-:Образец: лаять — лаял, клеить — клеил, реять —реял
Работа с учебником.Упражнения 637, 638.
Проверка. Всё рождено землёй: деревья и травы, цветы и птицы. Земля объясняется с нами языком красок, запахов, звуков. Голоса бесчисленных жизней несутся со всех сторон. И каждый умолкнувший голос — невосполнимая утрата. Хор жизни звучит всё тише и тише. Чьи-то сигналы мы уловили, таких помещаем в Красную книгу. А если бы раньше прислушаться, когда они ещё громкозвучали? Пусть каждый из нас выйдет на связь, и тогда непременно родится отклик.
Домашнее задание:§ 110, упражнение 640.
Правописание -тся и -ться в глаголах Цель урока: закрепить умение находить главное слово, от которого зависит глагол, делать выбор в написании ться, -тся в глагольной форме.
Проверка.Что на того сердиться, кто нас не боится?Умел ошибиться, умей и поправиться.Спотыкается и конь, да поправляется.Медной посуды — крест да пуговица, рогатой скотины — петух да курица. (О бедном человеке.)
Работа с учебником:Упражнения 641, 642, 644
Проверка.И сырые дрова загораются.Кто смерти не боится, того пуля сторонится.Умел ошибиться, умей и поправиться.Что прочно, то и беречь можно.
Подберите подходящие по смыслу слова, чтобы глаголы оканчивались на -ться (I вариант) и -тся (II вариант). Гордит..ся, познакомит..ся, успокоит..ся, решит..ся, обратит..ся, простит..ся.Составьте с данными глаголами словосочетания.
Домашнее задание: упражнение 643.