Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 станицы ПридорожнойМнемоника на уроках русского языка Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10
Мнемоника (от греческого τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальные, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания, окончания и предлога или только по смыслу Ловит (кого?) рыбу Запомните! Не являются словосочетаниями:1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.
Назовите словосочетания: Щи да кашаНебо и земляОчень интересноПривезли вовремяЛучший деньСоответствует требованиюВокруг школыЗеленые листьяНесмотря на успех Солнечные лучиБеговая дорожкаЮбка в складкуВоробей взлетелСоставить словосочетаниеОпавший листМорской берегСоставить списокНаступило утроВ течение дняБыстро бегаяНасчёт успеваемостиНавстречу ветру
Типы связи слов в словосочетании Запомни: тип связи в словосочетании определяется не по главному, а по зависимому слову!Рассмотрим типы связи слов с помощью аббревиатуры согласование управление примыканиеЕсли ты не так уж глуп,Знай, что значит этот СУП!Обрати внимание На СУПа содержание -Это Согласование, Управление, Примыкание.
Давайте рассмотрим типы связи слов в словосочетании с точки зрения семейных взаимоотношений, т.к. словосочетание чаще всего состоит из пары слов. Итак, будем считать, что согласование – семья, где муж – требовательный, но справедливый глава, а жена согласна во всем подчиняться ему (зависимое слово стоит в том же роде, числе, падеже, что и главное. Это прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающее на вопрос какой?) СОЮЗ (КАКОЙ?) КРЕПКИЙ
Управление – семья, в которой глава (главное слово) управляет всем, но к жене(зависимому слову) почти не требователен (важно, чтобы зависимое слово стояло в том же падеже, что и главное. Это существительное, в том числе и субстантивированное, местоимение, количественное числительное)УПРАВЛЯЕТ (ЧЕМ?) МАШИНОЙ
Примыкание – семья, состоящая из упрямых людей , в которой никто никому ничего не должен (зависимое слово не изменяется: не склоняется, не спрягается. Это наречие, деепричастие, глагол в начальной форме, притяжательное местоимение его, её, их)ПРИМКНУТЬ (КАК?) НЕНАДОЛГО
Тренировка. Распределите словосочетания по колонкам
Способы замены словосочетаний на синонимичные Находим в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слова(то, к которому задаётся вопрос от главного). Главное слово оставляем без изменения (ФОРМА СЛОВА ОСТАЕТСЯ ТОЙ ЖЕ!). 3. Меняем только зависимое слово. Для этого еще раз внимательно читаем задание: а) если требуется заменить примыкание (зависимое слово – наречие, деепричастие, глагол в начальной форме) на управление, то, скорее всего, потребуется однокоренное существительное с предлогом. Например, работал уверенно > работал с уверенностью.б) если требуется заменить согласование на (чаще всего зависимое слово – прилагательное) на управление, то прилагательное заменяем однокоренным существительным, при этом допустимо поменять местами главное и зависимое слово, использовать предлоги (по необходимости). Например, лесной царь > царь леса. Рыбак тот же, рыба - другая
Тренировка.Замените словосочетания на синонимичные (В2) Юбка в клеткуДом родителейБеговая дорожкаЗаросли черникиГородскими жителямиЛошадиного глазаМой подарокЛегко подпрыгнутьРассказать выразительноКультурные ценностиОбщественная жизньСказать с уверенностьюСтены кремлевскойТворческим процессомРаботаю без аккуратностиЖелезная дверьКостяным молоточкомМеталлическая банкаКрикнуть с радостьюРастительном миреОсенний лесШкольная жизньСнежных чехольчикахФранцузский живописец
Проверка (В2) Клетчатая юбкаРодительский домДорожка для бегаЧерничные зарослиЖителями городаГлаза лошадиПодарок для меняПодпрыгнуть с легкостьРассказать с выражениемЦенности культурыЖизнь обществаСказать уверенноСтены КремляПроцессом творчестваРаботаю неаккуратноДверь из железа Молоточком из костиБанка из металлаКрикнуть радостноМире растенийЛес осеньюЖизнь школыЧехольчиках из снегаЖивописец из Франции
Тест (В2) Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮ УПРАВЛЕНИЕ. с предлогом: 1. бессонная ночь – 2. подземный переход – 3. алгебраическая задача – 4. школьный портфель - 5. плюшевый медвежонок - 6. приморский парк - 7. клетчатый шарф – без предлога: 1. полковое знамя – 2. солнечная энергия – 3. лесной запах – 4. учительский стол - 5. конское ржание - зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание: 1. двухэтажное здание – 2. шестилетний ребёнок – 3. белоствольная берёза - 4. голубоглазая девочка - 5. островерхие ели - Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СВЯЗЬЮ СОГЛАСОВАНИЕ. 1. каша из гречки – 2. снаряд для спортсменов – 3. тропинка в гору - 4. человек без совести - 5. вопрос по литературе - 6. гостиница при вокзале - 7. костюм в полоску – 8. кусты сирени – 9. совет отца – 10. ком снега – 11. судьба матери – 12.занятия музыкой – 13.собака с гладкой шерстью - 14.ружьё с двумя стволами - 15.парень с рыжими волосами - 16.особняк в три этажа - 17.девушка двадцати лет -
Задание 3. Замените данные словосочетания со способом связи ПРИМЫКАНИЕ синонимичным со связью УПРАВЛЕНИЕ. 1. жалостно посмотрел – 2. смело спрыгнул – 3. устало шагал – 4. осторожно слез – 5. спокойно делал – 6. беззаботно жил - 7. бесшумно едет - 8. бесстрашно бросился – 9. бездушно пел – Задание 4. Замените данные словосочетания со способом связи УПРАВЛЕНИЕ синонимичным со связью ПРИМЫКАНИЕ 1. говорил с тревогой – 2. ждал с напряжением – 3. охранял с заботой – 4. глядел со смущением – 5. уезжал со спокойствием - 6. отзывался с гордостью – 7. сделал с аккуратностью – 8. плакал без звука - 9. поступил без жалости -
Предложение - это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов. Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое (В3, В6).В поисках подлежащего и сказуемого.Когда перед вами задача – найтиГлавные члены предложения, Прежде всего отыщите глагол,Глагол в любом наклонении.Когда обнаружится этот глаголМежду другими словами,То подчеркните его поскорейСразу двумя чертами.Этот глагол нам необходимВ нашей работе школьной.Он будет сказуемым – и не простым!А даже простым глагольным.Потом от него мы вопросы Кто? Что?К другим словам направляемИ подлежащее, как на крючок,На эти вопросы поймаем.Тут мы его одною чертойВмиг подчеркнём без сомнения,И полюбуйся – перед тобойГлавные члены предложения!(Песенка из радиопередачи «Радионяня»).
Подлежащее Способы выражения подлежащего
Сказуемое Сказуемое наряду с подлежащим является элементом грамматической основы предложения. Сказуемое обозначает действие, которое выполняет субъект, а также его состояние или признак, следовательно, сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое? кто он такой? Как правило, сказуемое выражается глаголом, но есть и иные способы его выражения – существительное, прилагательное, местоимение, причастие и др.Сказуемое русского языка представлено тремя видами – простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное.
Виды сказуемых Простое глагольноеСоставное сказуемое составное именное составное глагольное
Простое сказуемое может быть только глагольным. Простого именного сказуемого НЕ БЫВАЕТ!Составное глагольное сказуемое состоит из нескольких частей (основной и вспомогательной). Основная часть – инфинитив, вспомогательная – желание, продолжение, возможность, необходимость, начало, конец, эмоциональность действия.Глагол-связка + инфинитивСоставное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части. Наиболее употребительный глагол-связка быть, но можно встретить и иные связки, в некоторых предложениях глагол-связка отсутствует. Именная часть выражается прилагательным, существительным, наречием, причастием, местоимением и др.Глагол-связка + именная часть
Способы выражения простого глагольного сказуемого
По наличию главных членов предложения делятся на односоставные (присутствует только один главный член предложения) и двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое) подлежащее сказуемое
Виды односоставных предложений
Обобщенно – личные предложения 1. Не пером пишут, а умом.2. На всех не угодишь.3. Цыплят по осени считают.4. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.5. После драки кулаками не машут.6. Голыми руками ежа не ухватишь.
Однородные члены предложения – это дети, принадлежащие одним родителям однородные членыСоединяются союзами и, или, либо, да, а, но, то-то, не то – не то, не столько, сколько, не только, но и , однко, зато и др.
Тренировка.Выпиши грамматические основы из следующих предложений (В3) Весны ждала, ждала природа.Давай сходим в кино.Как только я вошел, несколько гостей начали суетливо переговариваться между собой.Татьяна прыг в сани.Вот вырасту и стану инженером.Весело смеясь, друзья ввалились в комнату.Морозный день.День был морозный.Все еще читаешь?Пришел бы побеседовать.Арктика – родина этих птиц.В парке шумно и весело.В дверь постучались. Я рад тебя выслушать.Люди должны стремиться к совершенству.Девочки очень любят красивые банты.Это было великолепно.В комнате душно и тесно.Нет ничего прекрасней лета.Об этом она могла только мечтать.Витя сел в галошу.Курить – здоровью вредить.
Проверка. Весны ждала, ждала природа.Давай сходим в кино.Как только я вошел, несколько гостей начали суетливо переговариваться между собой.Татьяна прыг в сани.Вот вырасту и стану инженером.Весело смеясь, друзья ввалились в комнату.Морозный день.День был морозный.Все еще читаешь?Пришел бы побеседовать.Арктика – родина этих птиц.В парке шумно и весело.В дверь постучались. Я рад тебя выслушать.Люди должны стремиться к совершенству.Девочки очень любят носить красивые банты.Это было великолепно.В комнате душно и тесно.Нет ничего прекрасней лета.Об этом она могла только мечтать.Витя сел в галошу.Курить – здоровью вредить.
Простые и сложные предложения При выполнении задания В6 не забывайте о том, что по количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные !Назовите, в чем отличие простых предложений от сложных.Наступил розовый вечер.Наступил вечер, и облака окрасились в розовый цвет.
Типы сложных предложенийСложносочиненные СложноподчиненныеБессоюзные
Тест «Готовимся к ГИА. Задание В3. Грамматическая основа предложения» 1. Из предложения выпишите грамматическую основу:В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин)2. Из предложения выпишите грамматическую основу:После вчерашнего небольшого шторма вода сегоднябыла особенно мутной.(Г.Голубев)3. Из предложения выпишите грамматическую основу:Отправив связного с сообщением, Рябинкин велелбойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)4. Из предложения выпишите грамматическую основу:Одинокая чайка, подхваченная ветром,ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом,ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев)5. Из предложения выпишите грамматическую основу:Вскоре отец с матерью ушли на работу.(А.Мусатов)6. Из предложения выпишите грамматическую основу:Озеро около берегов было засыпано ворохамижёлтых листьев. (К.Паустовский)7. Из предложения выпишите грамматическую основу:Ланового вдруг перевели на административнуюработу в штаб округа. (А.Беляев)8. Из предложения выпишите грамматическую основу:После ужина Анфиса молча принялась убирать состола. (А.Иванов)9. Из предложения выпишите грамматическую основу:Солнце косыми лучами освещало птичий розовыйостров. (И.Соколов-Микитов)10. Из предложения выпишите грамматическую основу:Дом с подветренной стороны по самую крышузанесло снегом. (В.Свинцов)
Спасибо за внимание!
Источники: http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_3http://www.tutoronline.ru/blog/vidy-skazuemyh-v-russkom-jazyke.aspxhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test138.xmlhttp://baranowa.ru/lessons/rus/gia/b8/#1http://www.saharina.ru/metod/ege/theory/les1/http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%ED%E5%EC%EE%ED%E8%EA%E0http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA&fp=3&pos=96&uinfo=ww-1007-wh-630-fw-782-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fav.li.ru%2F846%2F3930846_13752743.gif