Интегрированный урок русского языка и литературы«Комплексный анализ текста И.А.Бунина «Роман горбуна» Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №156 города Новосибирска
Текст называется «Роман горбуна». Предположите, о чем в нем может идти рассказ?Сколько позиций героев задается в заголовке?
Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку!
Из скольких частей состоит текст?Какая часть «выбивается» из основного повествования?Проанализируйте начало первого предложения первого абзаца и конец последнего предложения третьего абзаца. Горбун получил анонимное любовное письмо……шла…горбунья.Каким образом автору удается достичь эффекта обманутого ожидания?
Героиня Какая же особа предстает перед нами?
Герой В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Какой эффект достигается использованием ряда глаголов в тексте?Зачем в тексте два раза повторяется прилагательное тонкий?
Какие слова вызывают интонационный сбой? Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.Динамика исчезает, уступая место констатации факта. Время будто останавливается совсем.Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа?
Что на фонетическом уровне подготавливает это ощущение рокового часа? В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа.
Какими тревожными сочетаниями наполнено название рассказа? РА, АР, ГРС какими другими словами того же смыслового и звукового ряда оно приходит в сцепление?ГОРБУНГОРДЫЙДРОЖАЩИМИГРОЗНОТРОСТЬСОДРОГНУЛСЯРОКОВОГОГОРБУНЬЯЛексическая вертикаль организует внутренне пространство текста
Какой глагол внешне совершенно не соответствует теме текста? Содрогнулся
Где в любовном послании героини скрывается намек на то, что она горбунья?При помощи каких средств автор выделяет эту конструкцию?... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...Какую функцию выполняет многоточие в данном предложении?
Какой смысл несет последнее предложение текста? «Беспощаден кто-то к человеку!»
Вывод Языковые средства всех уровней языка используются для создания художественного образа, помогают автору создать эффект обманутого ожидания.