Способы сжатия текста
Цели и задачи урока Формирование навыков самостоятельной работы над сжатием текста о нравственных проблемахОбучение способам сжатия текстаРазвитие речемыслительной деятельностиВоспитание чувства патриотизма и любви к Родине
Планируемый результат Уметь применять способы сжатия текста на практике Уметь перерабатывать информацию Испытывать чувство гордости и уважения к историческому прошлому Родины
Практическое применение способов сжатия текста Конспектирование Аннотирование Составление тезисовРеферирование Переложение
Сжатое изложение форма обработки информации исходного текста, проверяющая комплекс умений учеников: умение точно определять круг предметов и явлений; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Порядок работы над текстом: внимательно прочитайте текст; обратите внимание на название текста (как правило, в нём заключается тема или идея); найдите ключевые слова и словосочетания, определите тему и идею; установите причинно-следственные связи (способ развёртывания) текста: ответ на поставленный вопрос, доказательство или опровержение бытующего мнения, материал для обобщающего вывода;
разделите текст на композиционно-смысловые части (абзацы); в каждом абзаце найдите ключевые слова и словосочетания; определите микротему абзаца;
тема Отношение к историческому прошлому Родины идея Любовь к Отечеству надо воспитать
Типы речи
Стили речиСтиль языка – это разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально – деловые отношения, агитационно – массовую деятельность, науку, словесно – художественное творчество.
АбзацОтступ в начальной строке текста.Компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений); характеризуется единством и относительной законченностью содержания.В идеале абзац раскрывает одну из подтем всего текста.Большие абзацы характерны для эпически спокойного повествования.Небольшие абзацы свойственны напряженному, лирически взволнованному повествованию.Выделение в абзац одного предложения – распространенный прием публицистической и художественной речи, если автор придает особое значение высказывания и хочет заострить на нем внимание.
Родина
Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть Москву. Рано утром с поезда я пошёл на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно – как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решётки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»! Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия. По Красной площади запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами. Сегодня, снимаяшапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего это чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники своё умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству. И нельзя медлить. Бережного отношения требует всё: старинные постройки, народные ремёсла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке вне земных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
исключениеразделение информации на главную и второстепенную;исключение несущественной и второстепенной информации;упрощениезамена: однородных членов обобщающим понятием; прямой речи косвенной; фрагмента осложнённого предложения синонимичным; сложного предложения простым;исключения: повторов, фрагментов предложения, вводных слов, синонимов;слияние нескольких предложений в одно;обобщениеСвёртывание исходной информации за счёт перевода частного в общее.
Главная информацияосновные факты и мысливыводыклассификация явленийутверждения автора
Второстепенная информациядетализируетдополняетконкретизируетразъясняет