«Слова-паразиты и речевая культура» Научно-исследовательская работа по теме:
МБОУ СОШ № 44 ул. Успенского, 73 г. Владивосток Приморский край Автор проекта : ученица 9 класса Дергачёва Майя Руководитель проекта: Пушкарёва В.Е., учитель русского языка и литературы
Актуальность исследования: Актуальность данного исследования вызвана тем, что «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией, а также психологических факторов.
Задачи исследования: дать определение и классифицировать слова-паразиты; выяснить, что знают учащиеся 9 класса и преподаватели о словах-паразитах, об их функции в речи человека; исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование в 9 классе); определить наиболее употребляемые слова-паразиты; изучить наличие в речи педагогов школы слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них; выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника и другие ( всего 9 задач).
Гипотеза: Большинство учащихся из класса, педагогов школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Качественный состав речи зависит не только от общей культуры человека, но речевой ситуации, психологических факторов.
Объект исследования: речь учащихся 9 класса и педагогов нашей школы. Методы исследования: изучение теоретического материала о словах-паразитах, наблюдения за речью учащихся 9 класса и педагогов на уроках и вне уроков, в неформальной обстановке, анкетирование и устный опрос учащихся 9 класса и преподавателей школы.
Практическая значимость исследования: В ходе работы над проектом учащиеся знакомятся с понятием «слова-паразиты», знакомятся с их классификацией и узнают об их функции в речи человека, пытаются выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника. Всё это помогает им прийти к выводу: каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы речи, но и понимать, что слова – паразиты «загрязняют» речь и делают общение с человеком неинтересным. От употребления слов-паразитов необходимо избавляться. В результате выполнения проекта у учащихся развиваются коммуникативные универсальные действия, так как они учатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения речевых задач. Полученные знания учащиеся могут использовать в учёбе, в жизни.
Структура работы: Введение Глава I. «Слова-паразиты — как соль в речи». Слова-паразиты как речевая единица. Классификация слов-паразитов, причины их появления и функция в речи. Глава II. «Не загрязняй родную речь, оставь потомкам щит и меч! » Исследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами. Классификация «слов-паразитов» с точки зрения их коммуникативности. (Методика украинского лингвиста Юлии Дараган). Примеры наиболее употребляемых слов-паразитов. Взаимосвязь между употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией, влияние слов-паразитов на восприятие речи собеседника. Как слова характеризуют человека? Заключение. Используемая литература. Как «продезинфицировать» свою речь? Рекомендации.
Слова-паразиты как речевая единица. Определение. Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого. Согласно правилам языка, в фразе не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.
Классификация слов-паразитов в речи и их функция в речи: Просторечия. Варваризмы. Жаргонизмы. Арго. Канцеляризмы. Диалектизмы.
Исследование частотности употребления слов-паразитов: Я предположила, что частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.
На основании таблиц можно сделать следующие выводы.
Исследование частотности употребления слов-паразитов: На основании таблиц можно сделать следующие выводы: Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках как во вторник, так и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение среди употреблений учащихся на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью, так и особенностью предмета (устный). Надо оговориться, что на устных предметах вообще их количество заметно больше. Частотность употребления паразитов в речи учащимися в среднем выше, чем педагогами, причем в течение недели у учащихся она стабильно высокая, а у педагогов немного снижается (10%).
Исследование частотности употребления слов-паразитов: Полученные результаты косвенно подтверждают мою гипотезу, но я решила рассмотреть употребление слов-паразитов в речи учащихся 9 класса и преподавателей с точки зрения их коммуникативной функции, воспользовавшись классификацией украинского лингвиста Юлии Дараган. Результат наблюдения представлен двумя диаграммами.
Исследование частотности употребления слов-паразитов: Слова-паразиты в речи учащихся
Слова-паразиты в речи педагогов:
Исследование частотности употребления слов-паразитов: Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов является ну (его использовали 42 раза, из них учитель – 1 раз); вот (использовали 43 раза). Наиболее «любимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит, что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему. Ученики, кроме уже названных вот и ну, отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще. Случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки.
Как слова характеризуют человека?
Заключение: В результате изучения теоретического материала и проведённых исследований я пришла к выводу, что слова-паразиты, существующие в речи человека, не несут никакой коммуникативной информации и во многом затрудняют понимание излагаемой мысли; они являются своеобразными словами-смазками и прочно закрепляются в лексиконе человека.
Рекомендации: Тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек». Сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мгм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мгм»). Меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я». Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.