Этимологизация. Внутренняя форма слова.Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
В слове мы различаем внешнюю форму, т.е. членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1831)Как вы понимаете слова выдающегося лингвиста?
Рассмотрим, например, слово «подснежник». По внешней форме мы отличаем это слово от всех других.
По внешней форме мы отличаем это слово от всех других.Травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.
Внутренняя форма слова, его этимология, говорит о том, что цветок растёт под снегом.Мы зрительно представляем себе проталинку и на ней – тоненький стебелёк с белым венчиком.Не правда ли, размышляя над внутренней формой слова, вы что-то открыли для себя? Только открыли особым способом, вызывая в воображении образ.
Подумайте.Чем отличается внутренняя форма слов «зарплата» и «жалованье»?
Зарплата – то, что заработано человеком, плата за труд.Это отношение равных людей, основанное на юридическом праве: один вкладывает свой труд, другой обязан заплатить за труд деньги. Слова «зарплата» и «жалованье» обозначают как будто одно и то жеЖалованье – то, что работнику по милости жалует, дарит хозяин.Это отношение господина и подчинённого, основанное не на праве, а на воле хозяина. Так, внутренняя форма слов позволяет осознать различие в их значении.
Важно!В произведении словесного искусства все качества языка становятся значимыми.Обращение к внутренней форме слова, выявление его образного значения путём осмысления морфем – яркое выразительное средство языка,которое называется этимологизацией.
Художники слова постоянно размышляют над материалом своего творчества. Задаются вопросом: почему мы так говорим? Вдумываются в связи слов, их сходство и различие, особенности звучания, оттенки значения. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Словарь».Что думает о словах автор?
СЛОВАРЬ Усердней с каждым днем гляжу в словарь.В его столбцах мерцают искры чувства.В подвалы слов не раз сойдет искусство,Держа в руке свой потайной фонарь.На всех словах - события печать.Они дались недаром человеку.Читаю: "Век. От века. Вековать.Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать, век заживать чужой..."В словах звучит укор, и гнев, и совесть.Нет, не словарь лежит передо мной,А древняя рассыпанная повесть.
Выводы. Вся жизнь человека, история народа и человечества заключена в словах с корнем –век- (век, человек, вековать, век от веку…).Искусство с помощью своего «потайного фонаря» - творчества - обнаруживает смысл, который спрятан в слове, вытекает из происхождения слова и благодаря которому слово становится образом.
Этимологизация помогает открыть в словах новый смысл, как бы обновить их.Вчитайтесь в стихотворение Л.Мартынова «Чёт и нечет».Выпишите пары слов, над которыми размышляет автор.Что открывается в них внимательному читателю?
ЧЁТ И НЕЧЕТПопробуешьСлова сличить - И аж мороз идёт по коже!Недаром"Мучить" и "учить"Звучат извечно столь похоже. Но и бывает смысл иной, Доподлинно необъяснимый: Казнящий ли владел казной Или казной владел казнимый?Земля и тля. Вина - вино.Апрель и прель. Мороз и проседь...Всё это будто не одно,Но от другого не отбросить! Берёзка - розга. Лик и лак. Увечить и увековечить... Неужто это просто так, Одна случайность - Чёт и нечет?
Выводы Что же открывается нам в этих парах слов? Ведь сопоставляются слова не однокоренные. Какие-то из них можно назвать паронимами, в других слышится едва заметное сходство звучания.В самом деле: мороз и проседь – что между ними общего? Только отдельные звуки. А ведь проседь – седая прядь в волосах – словно присыпана инеем от мороза.
Обобщим сказанное Этимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем.Открывая в слове его внутреннюю форму, присущее ему образное начало, писатель изображает картину жизнии помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений.
Практикум Прочитайте строфу из поэмы Б.Л. Пастернака «Девятьсот пятый год». Найдите сравнение, этимологизацию, метафору и олицетворение. Объясните, в чём смысл этих образных средств.
Точно Лаокоон,Будет дымНа трескучем морозе, Оголясь, Как атлет, Обнимать и валить облака.Ускользающий день Будет плыть На железных полозьях Телеграфных сетей, Открывающихся с чердака.
Словарь Лаокоон - жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город, за что был убит вместе со своими обоими сыновьями двумя громадными змеями.
Покажите, как в приведённых ниже высказываниях А.Кнышева создана юмористическая окраска средствами этимологизации. Свежесмороженная глупость.Штаны, протёртые с сахаром.Поцелуй его был притянут за уши.В доме всё было краденое, и даже воздух какой-то спёртый.«Проваливай!» - буркнул студент экзаменатору.«На тебя не напасёшься!» - жаловались коровы пастуху.Кто лев, то и прав.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.