Здоровьесберегающие образовательные технологии Материал подготовилаЗаместитель директора по ВРМОУ СОШ № 20Пушкарёва Татьяна ВалерьевнаКалуга, 2008
«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»В.Н.Касаткин
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий: Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процессаТворческий характер образовательного процессаОбеспечение мотивации образовательной деятельностиПостроение учебно-вопитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функцийПредпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материалаОсознание ребёнком успешности в любых видах деятельности, то есть постановка перед ним реальных целей Обеспечение адекватного восстановления силОбеспечение прочного запоминания материалаКомплексная система рациональной реализации полноценной двигательной активности учащихсяРациональная организация урокаОбеспечение в школе, в классе соблюдение гигиенических требований, описанных в СанПиНах
“Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. (В.Сухомлинский)
Рациональная организация урока Обстановка и гигиенические условия в классе.Число видов учебной деятельности.Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Число видов преподавания.Чередование видов преподавания. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Место и длительность применения Т. С. О.Позы учащихся. Чередование поз.Физкультминутки. Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся.Психологический климат на уроке.Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, музыкальных минуток и т. д.Плотность урока.Учет момента наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Темп и особенности окончания урока.
Примерные типы современных уроков По организации получения знаний: Проблемные и непроблемные.По дидактической цели:Уроки изучения нового материала.Урок-лекция (проблемная и непроблемная)Комбинированный урок с постановкой проблемыПредметный урок Урок-беседа (проблемная)Урок-рассказ (непроблемный)Урок решения познавательных задачЛабораторная работаУченическое теоретическое исследованиеУрок-дискуссия (проблемная)
Примерные типы современных уроков Уроки применения и совершенствования знаний:Лабораторно-практическая работаУроки сочинения и изложенияУченическое практическое исследованиеВыполнение упражненийВыполнение практической работыУроки обобщения и систематизации знаний:Урок –лекцияУрок- дискуссияУрок –конференция
Примерные типы современных уроков Уроки- контрольные работыПисьменная работаУстный опросПисьменный опросЗачеты(практические и лабораторные работы)
Характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим. 1.Выполнение рекомендаций СанПиНа:температурный режим помещенияпроветривание помещенияуровень шума во время урока•место и длительность применения ТСО и др.
Характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим. 2.Психологический подход при проведении урока:учет индивидуальных особенностей учащихся (дифференцированный подход)учет темперамента учащихсяумение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.)
Характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим. 3.Психологический климат урока:мажорность урока (эмоциональность)проявление доверительного подхода к ученикамналичие на уроке эмоциональной разрядкисоздание ситуации успеха и др.
Характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим. 4.Некоторые педагогические знания и умения:чередование различных видов деятельности количество используемых на уроке методов, чередование методовплотность урокатемп окончания урокаопределение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активностиумение учителя оценить процесс формирования внимания и мышленияумение оценить уровень работоспособности
Характеристики урока, который можно назвать здоровьесберегающим. 5. Динамическая организация урока:физкультминуткадыхательная гимнастикаглазная гимнастикапоза учащегося во время урока
Комплекс упражнений для физ.паузы
Каждый ребенок имеет право чего-то не знать!Каждый ребенок имеет право на индивидуальный темп работы. Каждый ребенок имеет право что-либо забыть. Нужно быть терпеливым и терпимым в работе с детьми.