Профилактика нарушений осанки у младших школьников Николаева И.М. ГОУ СОШ №252 Учитель физической культуры
Введение Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.
В школе № 252 обучается 667 детей, из них 384 с нарушением осанки. У 105 из них сколиоз 2 степени. Совместно с медицинскими работниками мы пришли к выводу о необходимости проведения эксперимента.
Цели, задачи и методы исследованияВыявить основные подходы к формированию правильной осанки у детей по данным научно-методической литературы; проверить и оценить состояние осанки детей до эксперимента; разработать комплекс упражнений для зарядки, уроков физической культуры, домашних заданий, физкультминуток и методических приемов по их применению для коррекции нарушений осанки у детей с 8-9 лет; оценить эффективность применения разработанного комплекса упражнений; дать рекомендации детям, родителям, педагогам по профилактике нарушений осанки.
Домашние задания«Качели» и.п.- лёжа на коврике, на спине, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки за головой: 1- подтянуть колени к груди; 2 -и.п. - локти прижаты к мату.
«Парус» и.п.- стойка на коленях, руки на пояс. 1- наклон назад, руками коснуться пяток. 2- выпрямляясь, вернуться в и.п.
«Замочек» и.п. –о.с.1-3 -правая рука за спину, левая за голову, соединить, пальцы. 4- и.п. И.п.- Стойка, левая рука вверх. 1-3- левая рука за спину, правая за голову, соединить, пальцы 4- и.п.
«Веревочка» и.п. лежа на спине ноги согнуты, руки за головой. 1- переход в сед; 2 –и.п.
«Крылышки» и.п.- лежа на животе, руки согнуты, ладони под подбородок. 1-7 -приподнять спину, прогибаясь, держать. 8- и.п. Голову не запрокидывать, смотреть вперед.
Зарядка
ФИЗКУЛЬТ-МИНУТКИМы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идем на пятках.
Подвижные игры для профилактики нарушения осанки."Морская фигура" Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слов "замри!" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает и оценивает ребят, которые лучше всех выполнили задание
Результаты исследования В эксперименте приняло участие 29 учащихся второго класса. Проходил он на протяжении четырёх месяцев. После повторного тестирования выяснилось, что у 86% детей результаты изменились и изменились положительно.
Практические рекомендации для родителей и учителей Хвалить и ставить в пример учеников, которые правильно выполняют задание Исправлять ошибки Во время выполнения упражнений необходимо следить не только за формой движения, но и за правильностью направления усилий Проводить упражнения для осанки в виде подвижных игр и соревнований При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускать натуживаний и задержки дыхания Заниматься регулярно Следить за осанкой не только на уроках физической культуры, но и на всех остальных, сидя за партой
Список литературы Киселев П.А. Настольная книга учителя физической культуры. /П.А. Киселев, С.Б. Киселева-М.: Глобус, 2009. 345с. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки./ И.С. Красикова.- СПб ; КОРОНА принт, 2001.-173с. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания: учебно-методическое пособие /И.В. Пенькова, И.И.Сулейманов; СпБГАФК; ТГУ.- Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2000.-37с. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений /Л.А. Потапчук, М.Д. Дидур._ СПб. : Речь, 2001.-164с. Халемский, Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников: методические рекомендации.- СПб. : Детство - Пресс, 2001.-63с.