Внутришкольный мониторинг как средство управлением качеством образования Выпускная квалификационная работа по дополнительной программе «Менеджмент в образовании» заместителя директора по учебно-методической работе муниципального образовательного учреждения средней школы №4 города Тейково Ивановской области КРИВОЛАПОВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИМЕННО МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОМОГАЮТ ОСМЫСЛЕНИЮ КАЖДЫМ УЧАСТНИКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОНИ ТАК ЖЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ, НАСКОЛЬКО РАЦИОНАЛЬНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, НАСКОЛЬКО ОНИ АДЕКВАТНЫ ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ МОНИТОРИНГА, И, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СПОСОБСТВУЮТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. МОНИТОРИНГ РАССМАТРИВАЕТСЯ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ, ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ЦИКЛЕ. ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ: МЕЖДУ БЫСТРО РАСТУЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ, КОТОРЫМ ОБЛАДАЮТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЕМЬИ, ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ И НИЗКИМ УРОВНЕМ ИХ ВОСТРЕБОВАННОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблема исследования: при каких условиях внутришкольный мониторинг будет выступать средством управления качеством образования? Объект исследования: процесс управления качеством образования на уровне образовательного учреждения. Предмет исследования: Организация мониторинга качества образования на школьном уровне. Цель исследования: Выявить и обосновать условия, при которых внутришкольный мониторинг становится средством управления качеством образования
Задачи: Определить сущность, основные виды и функции внутришкольного мониторинга Определить сущность понятия «управление качеством образования». Описать и проанализировать опыт организации внутришкольного мониторинга в образовательном учреждении, которое стало базой исследования. Выявить и обосновать условия организации внутришкольного мониторинга как средства управления качеством образования.
Этапы исследования: декабрь 2004-август 2005 г. – изучалась научно-методическая и управленческая литература по проблематике исследования. Передовой опыт организации системы мониторинга на различных уровнях, накапливался эмпирический материал, разрабатывались и обсуждались формы и варианты внутришкольного мониторинга сентябрь 2005 г.- декабрь 2005 г.- анализировался и обобщался первый опыт и результаты внутришкольного мониторинга, подводились первые итоги. Январь 2006 г. – апрель 2006 г. – обобщение накопленного практического материала, обсуждение результатов исследования с руководителями образовательных учреждений, оформлялась выпускная квалификационная работа.
Условия достижения качественного образования Проведение диагностического исследования реального качества образования Поиск возможных путей перехода к новому качеству образования, связанного с реализацией компетентностного подхода Анализировать деятельность педколлектива Оценивать результативность процесса обучения Иметь достаточный объем информации о деятельности ОУ в целом О состоянии процессов в подсистемах (обучении, воспитании, учебно-методическом обеспечении и т.д.)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГ – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей слежение за состоянием и прогнозирование развития МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и цене их достижения Фиксация состояния системы, ее описание Анализ и оценка эффективности системы целиком и определенных подсистем, определение неисправностей и сбоев Выявление рисков развития до их наступления
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Соответствие какому-либо эталону, стандарту, норме, требованию Двух или более сходных систем; сравнение данных одной школы во времени
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Образовательные стандарты * образовательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки * единство образовательного пространства * преемственность на разных уровнях образования * максимальный объем учебной нагрузки Внутришкольный мониторинг качества образования Требования: 1. К содержанию образования учащихся (обязательный минимум содержания образования) 2. К уровню подготовки выпускников (итоговая аттестация, ЕГЭ, экзаменационные материалы) 3. К условиям образовательной деятельности (СанПин) 4. К обязательной нагрузке учащихся (базисный учебный план)
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школой Разграничение мониторинговых функций должно быть связано не с увеличением выполняемых поручений, а с заменой существующих. ЭТО ВАЖНО!
Чем выше уровень собранной и обработанной информации, тем показатели качества образования или показатели эффективности управления качеством образования являются показателями оптимальности созданных условий: Научно-методических Кадровых Информационных Материальных Финансовых нормативно-правовых мотивационных
Собственный мониторинг учителя Степень обученности Степень прохождения программы Сравнительный анализ контрольных срезов Оценка качества знаний по предмету «ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО МЕЖДУ ДВУМЯ КРАЙНИМИ ТОЧКАМИ ЗРЕНИЯ ЛЕЖИТ ИСТИНА, НИЧЕГО ПОДОБНОГО – ТАМ ЛЕЖИТ ПРОБЛЕМА» Гете
Мониторинг является исследовательской функцией для принятия управленческих решений Это новый вид деятельности, поэтому необходимо разработать проект по внутришкольному мониторингу Наша школа с учетом своего индивидуального опыта определила форму , масштаб, содержание и сроки выполнения работ по данному направлению «точка роста» для построения управления качеством образования, образовательными программами на информационной основе мониторинга
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ Логическая схема разработки модели управления качеством образования
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СТАТИСТИКУ В ИНТЕРЕСАХ ОУ Статистика – инструмент менеджмента
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЗ ФОРМЫ ОШ-1