Внутришкольное обучение
Задание 1. Определение основной образовательной программы (ООП) как комплексного инновационного проекта (форма работы: в мини-группах). На основании анализа документов (фрагмента текста ФГОС основного образования) «Требования к структуре основной программы ООО») заполнить недостающие разделы таблицы «Основная образовательная программа основного общего образования»
ШКОЛА ВЧЕРА ШКОЛА СЕГОДНЯ Стандарт = требования к уровню знаний, умений Стандарт = общественный договор, система требований к условиям, результатам, структуре программы Консервативный уклад: традиции школы принимаются семьей Открытость школы: информационно-коммуникационные технологии (сайт) Родители - участники образовательного процесса Родители – равноправные участники управления школой Таблицы, плакаты, индивидуальные карточки Презентации, учебные фильмы, интернет-сайты Классно-урочная форма обучения Единая информационно-образовательная среда – сетевое образование Учебники, дидактические пособия, доска и наглядный материал Интерактивная доска, мини-лаборатории, личные мобильные образовательные устройства Учитель объясняет и контролирует Обучающиеся находят способ, обсуждают, самостоятельно оценивают Знания , умения, навыки Компетенции, универсальные учебные действия , конвергенция знаний ФГОС - комплексный инструмент развития школы
новые принципы обучение на протяжении всей жизни общедоступное образование адаптивность обучающих систем к запросам обучающихся личностно - ориентированное образование появление новых провайдеров образования: общественные, частные, негосударственные организации cотрудничество обучающихся в рамках сетевого взаимодействия
Этапы разработки и реализации комплексного проекта: 1 этап – оценка и выбор комплексного новшества; 2 этап – формирование рабочей группы для разработки проекта модернизированной образовательной системы (ОС) школы; 3 этап – разработка проекта модернизированной ОС школы; 4 этап – экспертиза и принятие проекта модернизированной ОС;
5 этап – план-график модернизации ОС. 6 этап – формирование рабочей группы разработки и реализация единичных внедренческих проектов. 7 этап – разработка единичных внедренческих проектов. 8 этап – экспертиза единичных внедренческих проектов. 9 этап – осуществление запланированных изменений в ОС школы. 10 этап – оценка результатов внедрения комплексного новшества.
Развитие профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации ФГОС
План Развитие профессиональной компетентности педагога: основные противоречия и проблемы. Технологии системно-деятельностного подхода в развитии профессиональной компетентности педагогических работников. Проектная технология в развитии профессиональной компетентности педагога. Психологическое сопровождение проектирования образовательной деятельности.
Необходимое условие их реализации – освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. В этой ситуации важно определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют реализации инноваций в целом и процессу повышения квалификации педагогических работников в частности. .
Переход к целевым ориентациям в соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» все более очевидным ставит необходимость перестройки профессиональных стереотипов, установок, ценностных ориентаций педагогов. Недостаточным вниманием к личностным факторам педагогов, осуществляющих инновации, объясняется то, что школа зачастую не оправдывает ожидания гуманизации образовательной среды.
Актуальность: необходимое условие реализации ФГОС–освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников.
Анализ ситуации выявляет следующие противоречия - между острой потребностью учителей в повышении квалификации и недостаточно эффективной ее реализацией через традиционно существующие формы, неосвоенностью современных технологий развития профессиональной компетентности образовательной практикой, включая региональный уровень - между растущими требованиями общества к уровню профессионализма учителей и отсутствием у большинства из них системных знаний, умений и навыков развивающего образования; недостаточным владением технологиями развивающего образования в рамках системно-деятельностного подхода - между потребностью школы в высоко квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью механизма их профессионального развития в рамках конкретной школы -между необходимостью командной работы педагогических работников ОУ в новых условиях и неразвитостью данных форм работы в образовательной практике учреждений
Компоненты профессиональной компетентности педагога мотивационный когнитивный Операционально- деятельностный рефлексивный
Условия реализации проекта Нормативно-правовое обеспечение. Разработка и утверждение нормативных документов ВИРО по обеспечению разных форм совместной деятельности со специалистами образовательных учреждений по разработке и апробированию технологий повышения квалификации и научно-методическому обеспечению реализации целевых ориентаций ФГОС. 2. Организационно-управленческое обеспечение Разработка системы критериев и показателей результативности системы повышения квалификации, иных форм профессионального развития педагогических работников
Научно-методическое, программно-методическое и учебно-методическое обеспечение Разработка программ и методических рекомендаций Создание базы учебно-методических пособий Поиск, отбор, разработка наиболее эффективных методов и технологий, обеспечивающих формирование Систематизация и разработка диагностического инструментария для оценки эффективности работы по формированию профессиональной компетентности педагога
Информационное обеспечение Разработка и издание методических, справочных, информационных материалов по вопросам развития профессиональной компетентности педагогических работников Создание банка диагностических методик, программ, материалов. Формирование и развитие системы тематических Интернет-ресурсов Методическое сопровождение работы по созданию работы тьюторов Обеспечение методической и информационной поддержки региональных мероприятий по развитию системы профессионального развития педагогов
Оценивать условия решения развивающих задач урока, оценивать текущее состояние и потенциал развития обучающегося; Выбирать и применять современные образовательные технологии, адекватные поставленным целям; Использовать данные профессионального мониторинга для планирования и реализации педагогической деятельности; Использовать современные способы оценочной деятельности; Осуществлять профессиональную рефлексию своей деятельности в соответствии с целевыми ориентациями ФГОС; Анализировать программы, методические комплексы и отдельные дидактические материалы; Разрабатывать программы внеурочной деятельности и дидактические материалы
перспективное планирование 1 этап (сентябрь 2012г.ноябрь) – разработка программы опытно-экспериментальной работы. Организация деятельности опытных площадок 2 этап (январь 2013гг.- июнь 2013) – опытное апробирование программ развития профессиональной компетентности педагогических работников 3 этап (2013 – 2015 гг.) – внедрение апробированных программ(организационных форм, содержания и технологий) развития профессиональной компетентности педагогических работников .
Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС Расширение прав и ответственности в определении планируемых результатов обучения, разработке программ учебных предметов, выборе учебников и пособий, в создании системы оценки результатов. ФГОС диктует необходимость перехода от декларации к реальному использованию деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения; формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся; осуществлению внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования; построения учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения. 2
Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания Владеющий современными образовательными технологиями Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным Мотивированный на работу сучащимися, относящийся к своей работе как к призванию Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию Требования к профессиональным и личностным качествам учителя 3
Система работы методического объединения учителей начальной школы, обеспечивающая подготовку кадров на рабочем месте и в педагогическом коллективе (план и механизм его реализации) Модель системы работы с кадрами при переходе на новые образовательные стандарты Индивидуальный план подготовки к введению ФГОС учителя, включающий систему управления его реализацией Система мер методической поддержки учителя со стороны ММС Федерально-региональная система ПП и ПК кадров и обновленного профессионального образования Меры поддержки системы подготовки кадров со стороны федеральных и региональных органов управления образованием и органов, обеспечивающих введение ФГОС 42
Соответствие содержания образовательных услуг запросам учителей по реализации ФГОС Повышение качества образовательных услуг системы ПП и ПК(новизны, актуальности, доступности и др.) Реализация в подготовке учительских кадров деятельностного (компетентностного) подхода Формирование заинтересованности и личной ответственности учителей в повышении своей квалификации
Определите новые задачи учителя в условиях введения и реализации ФГОС, составьте план методической работы в Вашем ОУ на текущий период.
Возможные варианты единичных проектов: – нормативные правовые документы школы; – учебный план школы; – учебные программы по предметам; – технологии обучения и воспитания подростков; – программа формирования УУД; – система оценки планируемых результатов образования; – система методической работы с учителями основной школы; – система мотивации и стимулирование труда педагогических кадров