Урок чтения художественного произведения и подготовка учителя к нему
Структура урока литературного чтения (комбинированного типа): Орг. Момент Проверка домашнего задания Первичный синтез Подготовка к первичному восприятию Первичное восприятие текста Проверка первичного восприятия Вторичное восприятие текста Комплексный анализ содержания произведения Вторичный синтез (обобщение, сопоставление, выявление идеи, оценка) Творческие задания Итог урока. Домашнее задание.
Требования к уроку чтения художественной литературы: Эмоциональность Воспитательная направленность урока чтения Разумное сочетание упражнений аналитического и синтетического характера Не может быть жесткой регламентации структуры и содержания урока
Типы уроков чтения: Урок простого чтения Урок литературы Обобщающий урок Урок работы с детской книгой Урок творчества Комбинированный урок литературного чтения
Этапы: Первичный синтез Анализ Вторичный синтез
Первичный синтез: Подготовительная работа Первичное восприятие текста Проверка первичного восприятия
Подготовительная работа Задачи: Расширить представление учащихся о явлениях и событиях, описанных в рассказе Вызвать интерес к писателю, его творчеству Подготовить к эмоциональному восприятию текста
Приемы: Предположить о чем может быть произведение по названию, картинке Рассказ или беседа о биографии автора Слушание музыки Демонстрация репродукции картины Экскурсия Рассказ или беседа о героях произведения
Первичное восприятие текста Задачи: Чтение текста учителем Чтение текста специально подготовленными детьми Комбинированное чтение
Проверка первичного восприятия: Беседа Проверить эмоциональное восприятие текста, понимание содержания прочитанного
Анализ: Задачи: Установление причинно - следственных связей в развитии сюжета Выяснение мотивов поведения действующих лиц Обнаружение их ведущих черт ! Разные виды анализа необходимо использовать в комплексе
Виды работ с текстом на этапе анализа: Выборочное чтение Составление плана произведения Словарная работа Словесное рисование
Вторичный синтез Обобщение, и выявление идеи по вопросам (чему учит произведение? Что хотел сказать автор?), творческие задания, перечитывание произведения Дидактические задачи: Перечитать для того, чтобы дать обобщенную характеристику главным героям
Дидактические задачи: Перечитать для того, чтобы дать обобщенную характеристику главным героям Перечитайте, чтобы подготовиться к пересказу, выразительному чтению, чтению по ролям Перечитайте для подготовки к драматизации
Творческие задания: Выразительное чтение Иллюстрирование Пересказ Драматизация