Образование в Российской Федерации. По обществознанию. Для учеников 10 класса. Для работы на уроке.
Структура образования в России Система образования в нашей стране включает ряд звеньев: 1- Дошкольное воспитание 2- Общеобразовательная школа 3- профессионально – техническое 4- средне специальное 5- высшие образование 6- послевузовское образование 7- система повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
К 1999 году была основном и целом создана правовая база современного российского образования – федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Он состоял из 462 документов. Основополагающий стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными, местными (муниципальными) органами управления. Одним из важнейших решений, которое законодательно оформляется в России сегодня, является возвращение к статусу полного среднего образования как обязательного для граждан, обучающихся в школе ныне и в будущем (так было в советское время)
Школьное образование = общие образование. Школьное образование – возможность овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества. Призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: 1- Способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность
2- Давать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению. 3- Обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи.
3 ступени школьного образования . 1- начальная школа 2- Основная школа 3 – старшая школа Как показывает социологические исследования и статистика , современная общеобразовательная школа в полной мере не выполняет свои задачи: возрастает уровень , девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступность, алкоголизм, наркомания и т.д. Школа не в полной мере решает задачи профессионального самоопределения.
Высшие образование Из истории высшего образования. В 1987 г. В СССР было 896 вузов. Согласно информации Федеральной службы государственной статистике в России в 2008/09 насчитывалось 1134 государственных и негосударственных вузов. Но в советскую эпоху почти 900 вузов приходилось на 280 млн. человек, а сегодня (не забывайте и о сотнях негосударственных высших ученых заведениях) – на 145 млн. человек. Количество учебных заведений за последние годы резко возросло прежде всего за счет негосударственных и филиалов государственных вузов, а это требует пристального внимания к оценке и контролю качества образования.
Общий прием студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупненным группам специальностям 1- Инженерно – технические – 31% 2- Экономические – 26% 3- Гуманитарные – 19% 4- Педагогические – 8% 5- Естественно – научные – 6% 6- Медицинские – 3% 7- Сельскохозяйственные – 4% 8- Культуры и искусства – 2%
Высшее образование – возможность получить образовательные услуги самой высокой квалификации и качественное профессиональное образование. В зависимости от числа направлений обучения студентов в современной России существуют следующие типы вузов: Университеты, Академии, Институты. Обучение в них проводится по очной, заочной, очно - заочной (вечерней) форме, и в форме экстерната. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениями
Зависимость количества обучающихся от уровня образования
Роль государства в российском образовании Государство по отношению к институт образования, если речь идет о нынешней России, выполняет три функции. Регулирующего органа власти для всей системы образования в целом. -Учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы. - Управляющего территориального образованиями, ответственность за целостность образовательных систем.
Проект «Образования» Национальный проект «Образования» призван внести системные изменения в сферу образования. Необходимые выработать новые подходы для реализации намеченных изменений, выявить и поддержать лидеров, которые эти изменения будут реализовывать на практике. Специалисты выделяют четыре основные задачи проекта: 1- системные изменения в российском образовании. 2- развитие институтов гражданского общества. 3- становление современного менеджмента в системе образования . 4- поддержка лидеров
Проект «Образования» состоит из нескольких направлений. Стимулирование инновационных программ высшего профессионального и общего образования ( в частности, отбор среди всех существующих 30 инновационных вузов, вручение каждому из них гранта до 500 млн. руб.; определение 6 тыс. инновационных школ с вручением каждого гранта в размере 1 млн., руб) Создание новых университетов и бизнес - школ (двух национальных университетов – в Южном и Сибирском федеральных округах, двух бизнес - школ – в Московской области и Петербурге)
Информатизация образования (в частности, подключение к интернету20 тыс., школ; разработка и введение программ дистанционного обучения) Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи (поощрение единовременной премией в размере 60 тыс., руб., 2500 человек- талантливых детей и молодежи). развитие системы профессиональной подготовки в армии (в частности, создание 100 учебных центров в частях Российской армии). дополнительное вознаграждение за классное руководство в средней школе ( доплата классным руководителям полнокомплектных классов 1 тыс., руб. на человека в месяц, всего около 900 тыс., человек). Поощрение лучших учителей в размере 100 тыс., руб., 10 тысяч лучших учителей ежегодно.
Отношение молодежи к образованию. Исследования показали, что российские школьники подросткового возраста, во-первых, воспринимают школу как времяпровождения в компании друзей, а вовсе не как место, где надо учится. Многими задания выполняются лишь потому, что этого требуют преподаватели, а родители контролируют оценки. Во-вторых, ученики не видят связи между школой и своей будущей жизнью.
Выбор вуза выпускниками школ – это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение , признание ими приоритета определенного образа жизни. По данным социологического исследования, мотивы поступления в вуз выглядит следующим образом: - Заниматься в будущем интеллектуальным трудом – 56% Получить профессию в соответствии с наклонностями – 24% - по настоянию родителей – 9% - чтобы не призвали в армию – 6% - некуда было идти после школы – 5%
Ответьте на вопросы 1- Охарактеризуйте структуру образования в нашей стране? Свое мнение обоснуйте. 2- Какую роль играет в образовании Российское государство? 3- Сравнить задачи основного и высшего образования? 4- Что такое национальный проект «Образования» ?
Домашнее задание 1- Знать основные понятия: Школьное образование ( общее образование), высшее образование. 2- Подготовьте развернутый тезисный план ответа по теме «Современная российская школа: достижения и проблемы»