(1996 г. – 2010 г.)
Всего в школе в 2008/09 уч. году – 32 класса Работают по ОС «Школа 2100»: литературное чтение – 24 класса (1-10 классы) русский язык – 24 класса (1-10 классы) риторика – 23 класса (1-9 классы) окружающий мир – 16 классов (1-5 классы) история – 19 классов (1-9 классы) математика – 14 классов (1-5 классы) биология – 2 класса (6 классы) информатика – 9 классов (2-4 классы) химия – 3 класса (8,9 классы)
Работают по ОС «Школа 2100» в 2007/2008 учебном году: Всего – 22 учителя 1-4 классы – 13 учителей 5-10 классы – 9 учителей
МОУ СОШ №15 Экспериментальная площадка Академии ПК и ПРО Министерства образования РФ. (с мая 2002 г.) «Школа – методический центр». (с марта 2003 г.) Общественная аккредитация в Российской академии образования. (с апреля 2005 г.)
Семинары – практикумы по ОС «Школа 2100» (ежегодно) с приглашением авторов программ и методистов УМЦ «Школа 2100» г. Москва
Участие школы во Всероссийских экспериментах по теме: «Преемственность образования по ОС «Школа 2100»» «Модель оценивания и контроля по ОС «Школа 2100»»
Участие во Всероссийском мониторинге учащихся 1-4 классов по обучению по ОС «Школа 2100» (с 2002 г.)
Прошли обучение на ознакомительных курсах 16 учителей. Ознакомительные курсы по ОС «Школа 2100» г. Москва
Прошли обучение на углубленных курсах в г. Москва – 10 учителей. Имеют звание «методист- консультант» по ОС «Школа 2100» - 11 человек. (С правом проведения лекций на региональном уровне)
Право на проведение курсов повышения квалификации учителей регионального уровня на базе МОУ СОШ №15 (с января 2004 г.)
Инновационная школа – это такая школа, которая сознательно уходит от традиции, внедряя в себя новые, не свойственные обычным школам педагогические приёмы, требования, находки.
Главная задачи школы: Подготовить ученика к реальной жизни, а поскольку изменился социальный заказ общества, изменилась социокультурная среда, сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств.
Что же такое «Школа 2100» сегодня?
Концепция (автор – академик РАО А.А.Леонтьев), определяющая цель: выращивание функционально-грамотной личности (развитие личности через культуру в деятельности) Принципы, обеспечивающие достижение цели Учебно-методическое обеспечение Образовательные технологии Научное сопровождение Образовательная СИСТЕМА
Комплект учебников и пособий С 1990 по 2007 год выпущен полный комплект пособий по дошкольной подготовке, полный комплект учебников по начальной школе. В средней школе на 2007 год по отдельным предметам линии учебников доведены до 7-11 классов Учебники реализуют единый комплект предметных программ с общих концептуальных позиций. Они написаны в едином пространстве – методологическом, методическом, дидактическом и психологическом. Учебники интегрируют предметы и курсы не формально (под одну обложку), а через общие линии развития школьника средствами предмета и показ межпредметных связей.
Образовательные области Филология Математика Информатика Окружающий мир Естествознание Обществознание Искусство и технология Биология География Естествознание Обучение грамоте Риторика Русский язык Чтение и литература Структура учебников и методических пособий, изданных в рамках образовательной системы «Школа 2100» История Обществознание
«Школа 2100» сегодня – это личностно ориентированное, развивающее, вариативное, непрерывное образование для массовой школы.
Целостная образовательная система, начиная от дошкольного периода до старшей школы как минимум или до высшей школы как максимум…
система личностно ориентированного, развивающего образования для массовой школы, непрерывного по ступеням: Дошкольная подготовка Начальная школа Основная школа Старшая школа
Что такое ОС «Школа 2100» для каждого из нас?
Для ученика: хорошие современные учебники; отсутствие перегрузки; развитие интеллекта и личности школьника.
Для учителя: полное методическое обеспечение; продуманная система повышения квалификации.
Для администратора: продуманная система образовательной среды; обеспеченность преемственности с перспективой полного образования в основной, а затем в профильной старшей школе; система методической работы.
Для авторов учебников и методистов: Возможность реализовать свой опыт, свои мысли и способности на пользу детям и учителям.
ЦЕЛИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Формирование целостного представления о мире. Приобретение опыта разнообразной деятельности. Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Базовое требование: достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественно-научному, так и по социально-культурному направлению.
Цель образования «Школа 2100»: Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей Из программы «Школа 2100»: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» «Человек, способный решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком»
Из Заключения Российской академии образования (16.11.2005.) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, от дошкольной подготовки до окончания школы»
Непрерывность и преемственность – единая система целей и содержания образования на всем протяжении образования – от ДОУ до окончания школы, образования в течение всей жизни Обеспечение непрерывности и преемственности: совет координаторов направлений – единый авторский коллектив Преемственность – неразрывность цепи учебных задач при переходе от одной образовательной ступени к другой
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» Реализация принципа непрерывности и преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» Дошкольное образование Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)
Реализация принципа непрерывности и преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» Программы, учебники, пособия для начальной школы Методические рекомендации для учителя Начальная школа
Реализация принципа непрерывности и преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» Программы, учебники, пособия для основной школы Методические рекомендации для учителя Основная школа
Реализация принципа непрерывности и преемственности в Образовательной системе «Школа 2100» Программы, учебники, пособия для старшей школы: общеобразовательный и профильный уровни Методические рекомендации для учителя Старшая школа
Все учебники построены на единых принципах Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Развитие умения работать с информацией Учебный материал: Принцип МИНИМАКСА в работе с содержанием учебников учит находить главное и интересное Должен узнать Может узнать МИНИ МАКС Требования госстандарта и авторской программы
Минимакс – принцип работы с содержанием учебного материала. Материалы учебника и учитель дают возможность ученику, если он захочет, взять материал по максимуму (в учебнике для этого есть избыточные знания и избыточные задания). Минимум содержания (гос. стандарт и требования программы) должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепления и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
Преемственность в использовании образовательных технологий ДОУ Технология организации познавательной деятельности детей – открытие нового знания или умения через игру. Начальная школа Проблемный диалог на уроках открытия нового знания: математика, русский язык, окружающий мир. Основная школа Проблемный диалог на уроках открытия нового знания с учетом предметной специфики (математика, русский язык, история, естествознание, биология, география, химия) Проблемно-диалогическая технология
Преемственность в воспитательном процессе Принципы гуманистического (развивающего) воспитания социальной активности социального творчества взаимодействия личности и коллектива развивающего воспитания мотивированности проблемности индивидуализации целостности воспитательного процесса единства образовательной среды опоры на ведущую деятельность
Место «Школы 2100» в образовательном пространстве России ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, сохранившие приоритетную установку на передачу знаний и репродуктивные формы их отработки Традиционные КОМПЛЕКТЫ и отдельные предметные линии или УЧЕБНИКИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, имеющие приоритетную установку на развитие личности и активные продуктивные формы работы 1.Давыдовская СИСТЕМА 2.Занковская СИСТЕМА 3. СИСТЕМА «Школа 2100» Переход УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, использующие элементы развивающего образования Новые КОМПЛЕКТЫ, проходящие апробацию и утверждение
Качество обученности учащихся МОУ СОШ №15
Мы верим в правильность выбранного пути, отчего выигрывает школа, учитель, родители, а главное – дети!
1.Поставить конкретную задачу: выращивание функционально грамотной личности 2.Выбрать средства для ее решения: -личностно ориентированное содержание учебников и пособий -специальные образовательные технологии -формы и способы оценивания образовательных достижений 3. Найти способы оценивания желаемого результата развития: личностного, социального, интеллектуального Как построить развивающую образовательную среду?
Условия построения развивающей образовательной среды школы Создание коллектива единомышленников Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) Обогащение внеклассной жизни школы От «оракула» к «помощнику» Изменение позиции взрослых в оценке успешности ребенка
Изменения в образовательном процессе: «учить надо по-новому!» 1.Обеспечение связи цели и средств: функционально грамотная личность – общеучебные умения – предметные умения – продуктивные, творческие, исследовательские задания 3. Освоение современных принципов и образовательных технологий: проблемно-диалогическая технология, технология работы с текстом, технология оценивания, принципы личностно ориентированного образования. 4. Включение родителей в образовательный процесс: от родителя-«контролера» к родителю – помощнику педагога. 2. Изменение позиции учителя: от учителя-«оракула» к учителю-помощнику.
Обогащение внеклассной жизни школьников: путь к успеху каждого Не все ученики должны быть «отличниками» в учебе