Спасибо за внимание!!! Самооценка школы.Для чего, для кого и как?И.А. Вальдманзав. лабораторией мониторинга в образованииИнститута управления образованием РАО,директор Российского тренингового центра ИУО РАО,кандидат пед. наук
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Управление качеством на основе самооценкиСамооценка: характеристика и основные понятияПлан реализации проекта
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ
Управление качеством на уровне ОУ Управление качеством - это ориентированная на потребителя концепция менеджмента, нацеленная на постоянное усовершенствование процессов с использованием аналитических инструментов и работу в команде с привлечением всех сотрудников.Управление качеством в школе обеспечивает достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, средств педагогического оценивания, ресурсного обеспечения.
Управление качеством на уровне ОУ Развитие самостоятельности ОУ требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов.
Анализ результатов работы школы: международный опыт. Во многих странах мира школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов.Самооценка (self-evaluation) позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса – от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества.
Эффективная школа 1. Лидерство и сильное руководство в образовательном процессе.2. Ясная и сфокусированная цель для всех.3. Безопасная и здоровая окружающая среда.4. Климат высоких ожиданий от всех детей.5. Регулярное отслеживание результатов и коррекция действий.6. Положительные отношения семьи и школы.Эффективная школа способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей низким социально-экономическим статусом
Хорошая школа знает: К чему она стремится.Насколько успешна она в достижении поставленных целей.Что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать.Выполняют ли свою задачу проведённые изменения.
Основа самооценки. Европейская модель CAF для учреждений, финансируемых из гос. бюджета
Основа самооценки. Цикл Дёминга 4. ДействуйСкорректируйте свои планыУсовершенствуйте свои планы 3. КонтролируйПроведите измерения, получите обратную связь Оцените свою деятельность ПланируйРешите, как вы будете действовать Структура, процессы, ресурсы 2. Выполняй Действуйте по плану
Основа самооценки. Пример Германии
Международный опыт Шотландия. «Насколько хороша наша школа (How Good is Our School?)» Уэльс. Самооценка для средних школ.Англия. Самооценка школы.Новая Зеландия. Рамка для проведения обзора работы школы. Германия, Земля Хессен. Рамка качества работы школы. Штат Мичиган, США. Рамка улучшения работы школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Австралия, Штат Виктория. Самооценка школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата
Комбинация внутренней и внешней оценки.Международный опыт. Инспекция фокусируется на тех проблемах и недостатках, которые выявлены самой школой при проведении самооценки
Российский опыт Ярославская область«Программа развития образования в Ярославской области на 2008-2009 годы», направления «Самооценка школ»Ленинградская областьМеждународный проект «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области», 2005-2007 г.г.С.-ПетербургМеждународный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка деятельности ОУ», 2005-2006 г.г.
САМООЦЕНКА ШКОЛЫ Характеристика и основные понятия
Понятие самооценки Самооценка школы – процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе и направленная на повышение качества деятельности общеобразовательного учреждения.
Цель самооценки Главная цель Самооценки - повысить образовательные результаты учащихся.Другие цели:Получение информации о состоянии и результатах работы школы;Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.
Ключевые вопросы В центре самооценки находятся три главных вопроса:Каких результатов мы сумели достичь?Каким образом мы можем подтвердить суждения о достигнутых результатах?Как мы можем улучшить свою работу? Что нам делать дальше?
Основные характеристики Является неотъемлемой частью процесса планирования улучшения результатов и ключевым инструментом управления школой;Дает информацию для стратегического планирования и совершенствования процесса обучения, помогая тем самым школам сфокусироваться на определенных приоритетах развития;Позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.
Эффективная самооценка уделяет главное внимание достижениям учащихся;непрерывный процесс, а не одномоментный срез;задействует весь персонал школы;базируется на мнении всех заинтересованными лиц – ученики, родители, представители местного сообщества и др.;стремится представлять выводы в виде измеряемых параметров деятельности;ведет к составлению планов по усовершенствованию.
Основа самооценки – ответы на вопросы. Пример Ярославской областиНасколько эффективно преподавание в ОУ? Оцените:Почему Вы так считаете?Какие особенности преподавания являются самыми сильными и почему?Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять?
Пример: критерии и индикаторы
Как собрать фактический материал? Просмотрите документацию и проанализируйте данныеСпросите людей, что они думаютЗаймитесь непосредственным наблюдением
Информационная основа самооценки Самооценка базируется на количественных и качественных данных, учитывает мнение заинтересованных лиц анализ результатов экзаменов, тестов и других процедур оценки учебных достижений;посещение уроков специалистами-коллегами и руководством школы;оценка качества письменных и практических работ учащихся;анализ школьных отчётов и документов;анализ данных системы внутришкольного мониторинга;анализ результатов независимых исследований, в которыхшкола принимала участие;проведение изучения мнений (анкетирование, фокус-группы и др.) и точек зрения учащихся, персонала, родителей/тех, кто отвечает за ребенка или других заинтересованных лиц;критический анализ достигнутого прогресса относительно того, что заявлено в планах развития.
Отслеживание результатов на уровне школы. Пример Шотландии.
ПРОЦЕСС САМООЦЕНКИ
Основные этапы процесса Самооценки I этап - создание рабочей группы по самооценке;II этап - обучение группы;III этап - подбор необходимых материалов;IV этап - индивидуальная самооценка;V этап - рабочая встреча группы по самооценке;VI этап - отчёт, обсуждение результатов;VII этап - планы проектов по совершенствованию;VIII этап - обсуждение планов развития с коллективом, родителями, партнёрами;IX этап - реализация намеченных планов.
Цикл самооценки и использование её результатов
Использование результатов самооценки
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ Рефлексивность, так она построена на системе обратной связи и учёте мнений всех заинтересованных лиц.Результативность, так как она подразумевает личные и независимые решения.Непрерывность, так как она становится неотъемлемой частью планирования и регулярного процесса работы школы. Обучающий эффект, так как Самооценка основывается на опыте и обучении в ходе этого действия.Характеризуется личной ответственностью, что усиливает чувство причастности. Приносит гордость за достижения в развитии.
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ Она связывается системой социальных отношений внутри рабочего коллектива. Часто носит субъективный характер, особенно при отсутствии сравнительной информации. Объективность самооценки может быть ниже, чем при внешней оценке.Преобладают позитивные характеристики, т. к. трудно принимать критическую точку зрения. Люди предпочитают видеть свою деятельность в позитивном свете.Неадекватность оценочного мышления и потенциала рабочего коллектива. Сравнение результатов может быть проблематичным. Оценочные навыки приобретаются только с опытом.
ПЛАН ПРОЕКТА Самооценка как инструмент управления качеством образования на уровне школы
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Разработка системы индикаторов и процедуры СамооценкиАпробация процедуры Самооценки (полный цикл)Проведение Самооценки в штатном режиме
ЭТАП I: основные шаги Установочный семинарПодготовка школьных планов реализации проекта в 2012 г.Формирование школьных проектных командИзучение и обсуждение текстов по самооценке Разработка системы индикаторов и определение способов сбора данных Семинар по разработке процедуры С и обсуждению системы индикаторов (2 дня) Подготовка план по разработке процедуры С на уровне школы Разработка процедуры Самооценки. Подготовка плана реализации проекта на 2012/2013 уч. г.
ЭТАП I: задание на декабрь 2011 – апрель 2012 Формирование школьной команды и плана работыЗнакомство с текстами и их обсуждениеОтбор индикаторов и определение способов сбора данныхВзаимоэкспертиза и подготовка к семинару в апреле 2012
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! [email protected]