Речевые проблемы учащихся первых классов общеобразовательной школы
Речь - одна из важнейших психических функций человека Нескомпенсированные в дошкольном возрасте речевые нарушения в дальнейшем часто приводят к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
У 7 – летнего ребёнка, поступающего в школу, при нормальном речевом развитии: звукопроизношение полностью соответствует норме; сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем; ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи (по числам, падежам), адекватно использует предлоги (не пропускает, не заменяет их, употребляет сложные предлоги); практически не осталось ошибок в словообразовании; словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи (3,5 – 7 тысяч слов); достаточный запас представлений об окружающем мире. Его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;
есть элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений, (т. е. не смешивает такие понятия как «фрукты – овощи», «одежда – обувь», названия сходных предметов – «блюдце – тарелка», «чашка – кружка»);достаточно сформировано отношение к речи как к объективной действительности: ребёнок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; достаточный уровень познавательной активности, готовность к интеллектуальному усилию.
Причины, обуславливающие замедленный темп речевого развития детей множественны: Внутриутробная патология:внутриутробная гипоксия;инфекционные заболевания матери во время беременности;травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы; несовместимость крови матери и плода;курение, алкоголь и наркотические вещества;приём лекарственных препаратов;стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.Неблагоприятные роды и их последствия.Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации;занятость родителей (отчасти — их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей);неблагоприятные социально-бытовые условия;сильный испуг или стресс;недостаток узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования (психологов и логопедов).
При логопедическом обследовании у большинства первоклассников выявляется 1. Нарушение звукопроизношения.2. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неточность, недостаточный объем речевых движений, вялость мышечного тонуса, укороченная подъязычная уздечка, повышенная истощаемость).3. Нарушения слуховой дифференциации фонем и фонематического анализа.4. Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза.5. Задержки в развитии лексико-грамматической стороны речи (ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы).
6. Недостаточная сформированность связной речи: - в самостоятельных высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения;- отмечается непоследовательность в изложении, пропуск частей текста без искажения смысла,сокращения текста, повторы и.т.д.- при пересказе основная сюжетная линия не всегда сохраняется, происходит соскальзывание на второстепенные детали.
7. Возрастная недостаточность развития различных видов движений и моторики: - тонкая моторика характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое; - нарушения двигательной сферы (недостаточная ориентировка в пространстве, движения не координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижена скорость, отсутствует ритмика и плавность);8. Нарушенное восприятие схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений.9. На письме и при чтении наблюдаются специфические ошибки.
Пальчиковая гимнастика У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.
Грабли Листья падают в саду, Я их граблями смету. Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.
Конструирование из палочек
Конструирование из ниток
Развитие мелкой моторики
Развитый речевой слух позволяет: дифференцировать схожие по звучанию фонемы; правильно произносить звуки,четко произносить слова, соблюдая звукослоговую последовательность;владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;успешно освоить письмо и чтение: не допускать ошибок в обозначении мягкости согласных на письме при помощи «ь» и гласных нижнего ряда, дифферецировать согласные по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости, и.т.д.
Игра «Узнай, кто ты?»- Выдели первый звук в названии картинки и составь слово.
УМНИЦА!
Игра «Найди последний звук»- Выдели последний звук в названии картинки и составь слово.
ШКОЛА Составь предложение по картинке
Игры для развития фонетического слуха и фонематического восприятия
Итог Нарушения речевого развития могут приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования ребёнка и должно находиться под контролем специалистов.
Спасибо за внимание