Проблема дифференциальной диагностики интеллектуальных нарушений у детей Интеллектуальное развитие детей
Интеллект (зарубежная психология) Способность к обучению;Способность к абстрагированию (Л.Термен);Возможность давать ответы по критерию истинности (Э.Торндайк);Основная способность нервной системы к модификации (Р.Пинтнер);Биологический механизм, посредством которого эффекты от суммы стимулов собираются и дается объединенный поведенческий ответ (Дж.Патерсон);Группа сложных умственных процессов, традиционно определяемых как ощущение, восприятие, ассоциирование, память, воображение, дифференциация, рассуждение и доказательство (М.Хаггерти)
Интеллект (отечественная психология) (от лат. Intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей. Интеллектуальное развитие представляет собой непрерывный, динамический процесс, протекающий в деятельности.Определяя интеллектуальное развитие, авторы разделяют:Объем и качество усвоенных знаний (их содержание и структуру);Степень осознанности применения приемов мыслительной деятельности (операций и умственных действий);Степень овладения ребенком в процессе обучения видами и формами мышления.
Характеристики умственного развития Общая осведомленность ребенка – запас знаний о доступных ему предметах и явлениях окружающего мира по объему, содержанию и качеству усвоенных знаний;Любознательность – способность усмотреть проблему, вопрос в мыслительной задаче, поставить его перед собой и прилагать усилия с тем, чтобы получить на него ответ;Восприимчивость – способность впитывать в себя информацию, отдифференцировать и переработать ее;Сообразительность – основа понимания, быстроты и гибкости мыслительных процессов, позволяющих «сходу» выделять главное, анализировать, сопоставлять, опираться на опыт, при необходимости переносить его в новые условия, рассуждать и делать выводы;
Характеристики умственного развития Вербализация – способность выразить мысль словом, оформить ее в устной и письменной речи и активно использовать в процессе общения;Запечатление, сохранение и последующая своевременная актуализация имеющейся информации.
Этапы развития мышления Наглядно-действенное;Наглядно-образное;Словесно-логическое.Данные этапы последовательно возникают, развиваются, а затем тесно взаимодействуют между собой.
Наглядно-действенное мышление Первый этап развития мышления, исходная ступень умственного развития, особый вид мышления, сохраняющийся в течение всей жизни человека и перерастающий в высшие виды «практического интеллекта»
На этом этапе развития мышления ребенок решает несложные практические задачи в наглядной форме путем внешних действий с предметами, обеспечивающих знакомство с ними.Процесс мышления, направленный на получение новых сведений об объекте, предполагает использование не только знакомых способов действия, но и построение новых.Необходимость поиска новых способов действия приводит к развертыванию поисковой деятельности, к пробам и ошибкам. По мере накопления опыта постепенно совершенствуются поисковые действия, используются более рациональные, экономные способы решения практических задач, извлекается нужная информация о своих ошибочных действиях с тем, чтобы корректировать их.
Наглядно-образное мышление Второй этап развития мышления.Наиболее простые его формы возникают с 2-х лет и активно развиваются с 4-5 лет.В основе развития наглядно-образного мышления лежит формирование зрительных образов и возможность произвольной их актуализации.
При реализации действий наглядно-образного мышления у ребенка формируется и совершенствуется умение различать планы реальных объектов и моделей, отражающих эти объекты. С помощью таких моделей ребенок представляет себе скрытые стороны ситуации. При использовании моделей ребенок осуществляет действие на модели и переносит его на оригинал. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала, т.е. осуществление их в плане представлений. Ко времени развития наглядно-образного мышления у детей достаточно высокого уровня достигается развитие речи.
Усвоение слов помогает формированию мыслительных действий с образами предметов, с развитием речи у детей появляется возможность решать задачи не только с помощью практических действий, но в уме, оперируя представлениями о тех преобразованиях, которые необходимо совершить.
Словесно-логическое мышление Предпосылки его закладываются в дошкольном возрасте, но активное развитие происходит в младшем школьном возрасте.Большую роль в развитии логических форм мышления играет речь, которая на этом этапе становится орудием мышления, средством планирования деятельности и контроля за ней.
Переход от наглядно-ситуативного к логическому, понятийному мышлению связан с изменением рода деятельности ребенка.Если в основе первого лежит наглядная, практическая деятельность, то понятийное мышление базируется на теоретической деятельности, формирующейся у ребенка при его обучении в школе. Обучение приводит к созданию не «житейских», а «научных» понятий.
Структура мыслительной деятельности и критерии ее оценки Мышление человека как акт целостной психической деятельности возникает лишь в тех случаях, когда у субъекта существует соответствующий мотив, делающий любую задачу деятельности актуальной, а решение необходимым,и когда субъект оказывается в ситуации, относительно которой у него нет готового решения.
Этапы мыслительной деятельности Ориентировочный – выработка общей стратегии мыслительной деятельности;Исполнительный – выработка тактики;Контрольный – контроль за результатами деятельности.
Мыслительная деятельность может быть нарушена в различных структурных звеньях, а эти нарушения могут проявляться на различных этапах осуществления деятельности
Способы осуществления мыслительных действий (операций) При решении практической задачи выделяются 3 уровня поиска:Ориентировка на несущественные признаки, однотипность действий, многократное повторение однотипного действия, отсутствие коррекции в зависимости от результата, появление хаотических проб.Лабильность исполнительного действия, частичная ориентировка на существенные свойства ситуации, увеличение пробующих хаотических действий, появление глобальной коррекции практического действия в зависимости от результатов;Действие осуществляется с 1-2 ошибками и выполняется на основе выявленной закономерности, точная коррекция действия.
Интерпретация и качественная оценка мыслительной деятельности Параметры оценки мыслительной деятельности
1.Понимание и принятие задачи (характеризует начальный момент выполнения задания)Негативное отношение ребенка к ситуации обследования;Завышение требований к ребенку со стороны исследователя;Неадекватная оценка ребенком степени трудности задания как невыполнимого;Адекватное прогнозирование трудностей выполнения задания и нежелание их продемонстрировать.
2.Степень понимания инструкции (от нее зависит ориентировка в задании, без которой целенаправленное выполнение задания невозможно)Неустойчивость слухового внимания;Семантические пробелы;Несформированность фонематического восприятия (нарушение в работе височных отделов коры г.м. или ММД);Акустико-мнестический дефект (сокращенный объем воспринимаемой ребенком речевой информации).
3.Возможность самостоятельного выполнения заданий и способы действий Адекватный выбор операций и действий при затруднениях соединения их в некую последовательность;Неадекватный выбор операций и действий поставленной цели;Неустойчивость применения адекватных операций и действий:Лабильность мыслительной деятельности (импульсивное изменение тактики – спорадические ошибки);Инертность («застревание» на одной из выбранных тактик – стереотипность действий и цикличность ошибок одного и того же типа);Истощаемость (тактические приемы «затухают», не имеют завершенности).
4.Результативность выполнения задания и возможность коррекции ошибок. Виды коррекции:- упреждающий контроль;- текущий контроль;- итоговый контроль.- 5. Мера и виды помощи взрослого для выполнения задания ребенком: Организующая; Стимулирующая; Обучающая.