I. Краткая характеристика подросткового возраста II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии. II. Тестирование родителей. III. Сравнительный анализ результатов тестов детей и родителей. VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка. (Практикум)
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной возбудимости и агрессивности подростков. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной возбудимости и агрессивности подростков.
Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. Агрессия- акт нападения Агрессивность- приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.
Физическая агрессия Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обидчивость Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
Возрастные кризисы Возрастные кризисы (0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет) Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость) Причины агрессивного поведения людей: Жизненные кризисы Комплекс неполноценности Агрессивное поведение между членами семьи Образцы социально отрицательного поведения сверстников Адаптация к социальным условиям Поощрение агрессивного поведения Наследственность Жестокое воспитание
1. Повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным. 1. Повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным. 2. Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии. 3. Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников. 4. В семьях, где предпочитают авторитарный стиль воспитания, где подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения, подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками. 5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.
6. Агрессия родителей 6. Агрессия родителей А. Открытая (Негативное восприятие происходящих событий) Б. Скрытая :непринятие пола ребенка, особенностей, склад характера, темперамента. Похожесть ребенка на супруга, оставившего семью. Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров. 8. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна. Усталость. 10. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы. 11. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности.
Существуют четыре основных способа выражения гнева: Существуют четыре основных способа выражения гнева: 1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. 2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика) 3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. 4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
1.Занятия спортом. 2.Медленный счет до десяти. 3.Коллекционировать анекдоты. 4.Смотреть юмористические фильмы телепередачи. 5.Подурачиться у зеркала. 6.Овладеть методами саморегуляции. 7.Научиться позитивно воспринимать мир. 8.Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д. 9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости. 10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица 11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. 12.Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд). 13.Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.