Овид Декроли (1871—1932), бельгийский педагог-реформатор, врач и психолог. Сторонник идей свободного воспитания. С целью сблизить школу с жизнью разработал систему обучения, основанную на «центрах интересов» (комплексные темы, соответствующие жизненным интересам человека).
Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр .
Декроли считал, что интерес у ребенка может вырасти только лишь на основе свободного выбора.
Теоретической основой педагогики О.Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей в конечном счете определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом. опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы — “центры интересов”.
О. Декроли ставил своей целью реформировать школу, связать ее с жизнью; ему казалось возможным освободить ее от политических и религиозных пут.
В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их.
Для проработки тем предлагается следующий, “психологический”, порядок: наблюдение, ассоциация, выражение. Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения — выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.
О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят: 1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные; 2) арифметические; 3) игры, связанные с понятием времени; 4) игры, связанные с чтением; 5) игры грамматические и для развития речи. Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.
В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.
Декроли считал, что ребенок, обучаясь, должен сам делать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или учебником. Также Декроли считал, что педагог должен быть все время с детьми, активно помогать им во всех затруднениях, жить их интересами, улавливать их запросы.
Любое применение метода Декроли есть лишь очень частный аспект, связанный с данным моментом времени, который, будучи представленным и понятым другим образом, сильно противится основным идеям своего инициатора. Речь идет не о том, как обучить чтению, письму или счету - не это главное; и не о том, чтобы штамповать "машины для слов", лишенные смысла - это очень опасно. Речь идет о том, чтобы дать возможность ребенку полноценно жить, сделать из него полноценного человека"
В 1901 г. в окрестностях Брюсселя Декроли открыл институт . для умственно отсталых детей, а вскоре, в 1907 г., в Брюсселе нетрадиционное учебное заведение "Эрмитаж" — школу для нормальных детей от 3 до 18 лет, которая продолжает существовать и поныне.
Декроли писал, что педагогическая деятельность должна способствовать осознанию ребенком своего Я, познанию среды обитания, где предстоит осуществить свои идеалы, цели и желания.
Использованная литература: