Мастер-класс для педагогов по теме «Развитие детской инициативы через элементарное экспериментирование» Подготовила: воспитатель МБДОУ № 102 Стельмах Лидия Андреевна Красноярск, 2016 г.
Цель мастер-класса представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению с помощью элементарного экспериментирования
— повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность; — представить пример проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; — сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе поисково-исследовательской деятельности для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению дошкольников. Задачи мастер-класса
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Дети очень любят экспериментировать.
Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности. Стимулировать детскую познавательную активность педагог может: • регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; • регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; • позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; • организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; • строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; • помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; • помогая организовать дискуссию; • предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в том числе наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте растения, живые объекты, неживая природа По месту проведения группа, участок, в природе По количеству детей индивидуальные, групповые, коллективные По причине проведения случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка По характеру включения в педагогический процесс эпизодические и систематические По продолжительности кратковременные и длительные По количеству наблюдений за одним и тем же объектом однократные, многократные или циклические По месту в цикле первичные, повторные, заключительные, итоговые По характеру мыслительных операций констатирующие, сравнительные, обобщающие. По характеру познавательной активности детей иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач По способу применения в аудитории демонстрационные, фронтальные, индивидуальные
Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Стимуляция любознательности ребенка. Передача инициативы от взрослого ребенку. Безоценочность. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Основные принципы познавательной деятельности
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон); о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год); об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.); о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений); о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.); о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар.
Примерный алгоритм проведения опыта или эксперимента 1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Выбор и подготовка пособий и оборудования для эксперимента с учетом возраста детей. 5. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Пример проведения опыта «Цветная лава» Позаботимся о безопасности! Надеваем халаты, перчатки, очки!
Повторяем правила безопасности в лаборатории: 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому. 2.Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя. 3.Каждую вещь клади на место. 4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно. 5.Делать все нужно дружно!
Познакомимся с веществами, необходимыми для опыта
В подготовленные прозрачные сосуды насыпаем пищевую соду
К пищевой соде добавляем жидкое мыло (или средство для мытья посуды)
Добавляем краску – в нашем случае гуашь (лучше пищевой краситель)
Тщательно перемешиваем три компонента до получения однородной цветной массы
Все готово!!! А что же дальше?
Добавляем в емкости разбавленную в воде лимонную кислоту
Из емкостей начинает извергаться цветная «лава»
Прикладываем белый лист бумаги к поверхности емкостей, чтобы цветная «лава» оставила свой след Таким образом можно получить цветной фон для рисования
Благодарю за внимание! Желаю успехов!