Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы Егоричева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №6 г. Гаврилов-Ям, 2016
Компетенция Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Компетентность Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях
Цель компетентностного подхода Формирование всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения
Информационные технологии повышают эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным. расширяют возможности предъявления учебной информации вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их способностей активизируют умственную деятельность
Получение новых знаний Языковой материал для наблюдения при изучении орфограммы «Правописание Ы – И после Ц» цирк станция белолицый птицы циклон акация куцый молодцы цитата авиация круглолицый рукавицы
Закрепление полученных знаний Слова с пропущенными буквами (словарные диктанты); предложения и тексты, включающие слова с новой орфограммой; видеоуроки подготовка к ОГЭ и ГИА
Видеоуроки «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». К.Д. Ушинский
Контроль Словарные диктанты для проверки и самооценки; предложения и тексты с правильно написанными словами; тесты
Готовые разработки уроков Ассоциативный орфографический словарь (практикум по русскому языку) Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия Уроки русского языка
Языковая компетенция Способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, и в конечном счёте – овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.
Лингвистическая компетенция Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.
Коммуникативная (речевая) компетенция знания о речи, её функциях; развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма); способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.
Приёмы работы с текстом (создание) Анализ текста; создание собственных текстов разных жанров, типов и стилей речи; написание изложений разных видов; написание сочинений разных видов. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ (анализ сочинений и изложений и их написание)
Приёмы работы с текстом (восприятие) Ответы на вопросы; постановка собственных вопросов; формулирование тезисов, выводов; аргументированное представление собственной позиции; оппонирование
Использование ИКТ Работа с готовыми презентациями Создание собственных презентаций Проектная деятельность Просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов Виртуальные экскурсии Подготовка домашних заданий
Социокультурная компетенция Становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.
Спасибо за внимание!