Планета заболела. Урок по окружающему миру 3 классучитель начальных классов МОУ ООШ с. Верхние Поляны Белинского районаРындина Тамара Павловна
Цели : 1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;2)формирование представления о Земле как общечеловеческом доме;3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;
Тип урока : изучение нового материала.Оборудование : глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, таблица «Солнце и планеты», рисунок планеты, таблица «Признаки грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц», Красная книга.
ХОД УРОКА.I.Оргмомент.II.Вступительное слово учителя. Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя.Ах, как часто , глядя в поднебесье ,Мы мечтаем покорить пространство.И, как Маленькие принцы, в одночасьеНа других планетах оказаться.Удивляться их могуществу, величью,Раскрывать секрет небесной выси.И, конечно же , ловить себя на мысли:Им с Землею нашей не сравниться .
Для нас, землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери «Маленький принц».И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши «соседи»? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших «соседей».
III. Актуализация знаний. 1.Самая большая планета . (Юпитер).2.Самая маленькая планета. ( Плутон ).3.У этой планеты 17 спутников . ( Сатурн).4.Огромное раскаленное космическое тело. (Солнце).5.Самая близкая к солнцу планета ( Меркурий ).6.Бирюзово –синий газовый шар ( Нептун ).7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку ( Уран ).8.Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу.( Звезды ).9.Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ).10.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ).11.Спутник планеты Земля .( Луна ).12.Наука о космических телах. (Астрономия )
IV.Мотивация . (Учитель читает стихи, держа в руках глобус ).Самая прекрасная , родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,Мы твои заботливые дети . Но порой, под нашими рукамиКрасота твоя бесследно исчезает.Задыхаются от грязи океаны,Звери, птицы, травы погибают. Где бы мы не жили на планете,За твою судьбу мы все в ответе.Мы твои помощники, друзья ,Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли :-Мне радостно слышать вас и обидно .-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось?Голос Земли :Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время.Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?
V. Сообщение темы и целей урока -С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность.Тема нашего урока так и звучит «Планета заболела».-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?
1)Признаки грозной беды. -Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы.А что угрожает нашей планете Земля ?Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает?-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?
Задания для групп. 1.Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям.2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху.(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды »)
Признаки грозной беды. 1.Вырубка лесов.2.Гибель животных.3.Загрязнение воды.4.Загрязнение воздуха.5.Накопление мусора.6.Отравление почвы.
Кто виноват во всех причинах болезни планеты (Человек) -Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. »-Что имел в виду автор этих строк ? (ответы детей )
-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?-Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
Физминутка .(под музыку)-Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ?
2)Охрана природы. -Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ?-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ?( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга )
Морозовский дендрарий. Белинский район с. Студенка
Красная книга.
3)Международное сотрудничество . а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что :У всех людей одна планетаИ ветрам нет на ней границ,Как нет границ потокам светаИ перелетам диких птиц.И нам беречь планету надоДля тех, кто будет после нас.А мы бездумно сыплем ядыИ дом свой травим, не скупясь. ( И. Ландо )В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.-Что такое конвенция?
б) Работа с информационными листами по группам. -Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности :1.Соглашение о сохранении белых медведей.2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния.
3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны.5..Международная конвенция об охране птиц.6.Конвенция по борьбе с опустыниванием.
в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП ). Именно эта организация издает «Международную Красную книгу».Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь. (панда).
д) Создание своей организации. -Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам. Придумайте название, эмблему, девиз.Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».Здравствуй, планета !Здравствуй, Земля !Отныне мы дети твои и друзья.Отныне мы вместе большая семья.Мы Маленькие принцыПланеты Земля !
Итог урока. -Ребята, почему наша планета улыбается ?-Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.Коль суждено дышать нам воздухом одним,Давайте же мы все навек объединимся.Давайте наши души сохраним !Тогда мы на Земле и сами сохранимся .