МАОУ Суерская СОШ Упоровского района Тюменской области Межпредметная связь во внеурочной деятельности . Направление: социальное. Кружок «Школа безопасности» Гольцман А. А., учитель начальных классов. 900igr.net
«Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве»
Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания образования по различным учебным предметам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и оптимальным учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета, в моём случае кружок «Школа безопасности», который проводится во 2 классе. Межпредметные связи – как бы сопряжённые поля различных учебных предметов. Они взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе.
Межпредметные связи осуществляют: возможность изучения материала по разным предметам как единого целого развивитие умственной деятельности широкую возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников желание учиться», «формируются положительные нравственные качества
Актуальность кружка «Школа безопасности». Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Чем больше ребёнок получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею, называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Программа кружка «Школа безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Кружок «Школа безопасности», я считаю, тесно перекликается с литературой и искусством, общественными науками, предметами естественно-математического цикла, физической культурой и др. Ведь именно гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление, воспитывают духовно богатую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности, обладающую развитым чувством социальной и нравственной ответственности
Я приведу несколько примеров, в которых можно проследить связь занятий кружка с другими учебными дисциплинами. Цель: Рассказать детям об опасности при встрече с дикими животными; как вести себя в такой ситуации. Прежде чем приступить к главному вопросу данного занятия, идёт опрос детей, каких диких животных они знают, какую пользу или вред они приносят окружающим, а потом уже выясняем какие животные опасны, как вести себя при встрече с ними. Здесь прослеживается связь с уроками окружающего мира. Знания, полученные на уроках, подкрепляются ещё и новыми, плюс личные жизненные ситуации. Тема занятия «Дикие животные»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: НАПОМНИТЬ УЧАЩИМСЯ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ, О ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ: РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, КАК БУДУЩИХ ХОЗЯЕВ ЗЕМЛИ, ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ УВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ПРИРОДЕ. (ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ЧТЕНИЕ) ЧАСТО ДЕТИ САМИ ЧИТАЮТ СЛАЙДЫ, ГДЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ; РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ТРЕБОВАНИЕ ПОЛНОГО ОТВЕТА НА ВОПРОС УЧИТЕЛЯ. Я хочу отметить, что на занятиях кружка используется постановочно- игровой учебный видеофильм « Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», снятый видеостудией МЧС России, одобренный Министерством Образования РФ., применяются игровые технологии, просмотр презентаций, которые дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
СЮДА ЖЕ МОЖНО ОТНЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМАМ: «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ ЗМЕЙ И НАСЕКОМЫХ», «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ» Очень интересно было занятие по теме «Землетрясение». Здесь прослеживается связь с уроками ОБЖ и физики. Эти предметы не ведутся в начальной школе, но в дальнейшем детям предстоит их изучать. Основные вопросы: что такое землетрясение, как подготовиться к нему; как вести себя во время землетрясения; как действовать после него. Далее, сила толчка земли определяется по баллам, чем выше толчок, тем опаснее для окружающих. Про эту силу дети узнают подробнее в будущем на уроках физики.
БЛИЗКО К ЭТОМУ ЗАНЯТИЮ ДРУГОЕ «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ БУРЕ И УРАГАНЕ» В этих двух занятиях прослеживается связь ещё и с уроками физкультуры. Если вы находитесь во время данных ситуаций (соответствующих темам) в помещении, то нужно как можно быстрее найти укрытие - это спрятаться под партой, встать вплотную к центральной стене, в дверном косяке и т. д. Мы эти занятия подкрепляли на практике.
Также эти занятия перекликаются с математикой . Например, по скорости ветра: Бури (20м/с) Сильные бури (28м/с) Жестокие бури (30,5м/с и более) Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, прекратите движение, покиньте его и переждите грозу на расстоянии примерно 30 м от него. Всё это подкрепляется сравнением и примерами из жизни.
Элементы содержания других занятий, одновременно являющимися фрагментами образовательной области – это: Занятия по темам: Обморожение Солнечный удар Носовые кровотечения Вывихи и переломы Связь с окружающим миром,чтением,ОБЖ. Можно привести ещё массу примеров, где можно увидеть продолжение изучения какого-либо предмета, или знакомство с новой учебной дисциплиной.
в технологии: знания о современных и перспективных технологиях жизнедеятельности для тематических линий «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Современный комплекс проблем безопасности», основы знаний по безопасности при технологических процессах. в естествознании: физические, химические, биологические, географические и экологические знания, используемые в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы здорового образа жизни», «Современный комплекс проблем безопасности»; основы знаний по безопасности при естественнонаучных исследованиях; в обществознании: знания о человеке, обществе и государстве, используемые в тематических линиях «Основы здорового образа жизни» (духовного здоровья), «Основы обороны государства», «Современный комплекс проблем безопасности»;
в филологии, искусстве: образное отражение комплекса проблем безопасности с акцентом на их жизнеутверждающую, оптимистическую сторону. в физической культуре: знания о физкультурной деятельности человека для тематической линии «Основы здорового образа жизни»; основы знаний по безопасности при занятиях физической культурой и спортом; в математике и информатике: представления о возможности ошибок, способных привести к техногенным авариям и катастрофам;