Участие населения в местном самоуправлении
Демократия (др.-греч. «народ» и «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии
Признаки
Формы осуществления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы осуществления МСУ
Формы участия в осуществлении МСУ
Местный референдум Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения
Инициатива проведения
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные выборы Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований.
Избирательная система
Достоинства Недостатки Мажоритарная система - Непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами и интересами их жителей. - Информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах - Орган самоуправления, сформированный на основе мажоритарной системы, отличается крайним разнообразием позиций и мнений, что существенно затрудняет принятие решений. - Приоритетом каждого депутата является решение проблем собственного округа Пропорциональная система - Партийные фракции выражают общие интересы больших групп населения, и депутаты каждой из них выступают с единым мнением по обсуждаемым вопросам. - Партийные списки способствуют тому, чтобы в органах местного самоуправления были представлены разные слои населения - Ослаблены личные связи избирателей и депутатов, а также персональная ответственность депутатов перед избирателями. - Требуют развитой политической структуры общества на муниципальном уровне. При отсутствии явно выраженного партийного большинства муниципальному парламенту трудно принимать решения
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию)
Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится по инициативе населения в порядке, установленном законом субъекта РФ о местном референдуме с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ; назначается представительным органом муниципального образования; основывается на принципах всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; организуется избирательными комиссиями; основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) выборного лица, подтвержденные в судебном порядке; организуется избирательными комиссиями; в отличие от местного референдума, не влечет принятие окончательного юридического решения по вынесенному на голосование вопросу, а лишь дает согласие населения на принятие законодательным органом субъекта РФ такого решения.
Территориальное общественное самоуправление является самоорганизацией граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения; осуществляется в границах территории, установленной представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории; осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления; считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления поселения; может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации; организуется и осуществляется в порядке, определенном уставом поселения, нормативными правовыми актами представительного органа поселения.
проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек; осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции; может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек; принимает решения, подлежащие обязательному исполнению на территории поселения; в предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ случаях может проводиться на иной территории в целях получения согласия населения этой территории на изменение границ или преобразование муниципального образования. Сход граждан
проводится на части территории муниципального образования; организуется по инициативе населения, представительного органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления; не вправе принимать обязательные для исполнения правовые решения; может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Собрание граждан
осуществляет полномочия собрания граждан в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления; состоит из делегатов, избираемых населением; назначается и проводится в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Конференция граждан (собрание делегатов)
проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования; организуются по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования; проводятся в обязательном порядке для обсуждения вопросов, указанных в федеральных законах или в уставе муниципального образования; организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Публичные слушания
проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории; организуется для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти; проводится по инициативе представительного органа или главы муниципального образования – по вопросам местного значения; по инициативе органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения; дает результаты, носящие рекомендательный характер; назначается и проводится в порядке, определенном уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Опрос граждан