Агрессивный ребенок: причины и последствия
Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ».Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные действия выступают в качестве:Средства достижения какой-либо значимой цели; Способа психологической разрядки;Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессивные проявления подразделяются на:Физическую агрессию (использование физической силы против другого человека или объекта);Вербальную агрессию (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань));Аутоагрессию (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений).
Агрессивные реакции могут быть: Прямыми (непосредственно направленные против какого-либо объекта или человека); Косвенными (действия, которые окольным путем направлены на другого человека (сплетни, шутки, действия исподтишка, обзывания и т.п.); Инструментальные (является следствием достижения какой-либо нейтральной цели); Враждебная (выражается в действиях, целью которых является причинение вреда);
Анализ возрастных особенностей проявления агрессивности свидетельствует о том, что для детей младшего школьного возраста присуща физическая инструментальная агрессия (забрать игрушку или какой-либо предмет, защита от таких действий со стороны сверстников).По мере взросления все сильнее проявляется вербальная агрессия, причем в враждебной форме.
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка:Наследственно-характерологические факторы:а) наследственная предрасположенность к агрессивному поведению;б) психопатоподобное, эпилептоидное, аффектно-возбудимое поведение родителей или взрослых в окружении ребенка;в) наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка. 2. Органические факторы:а) травмы головного мозга;б) особенности нервной системы;в) ММД и т.п.3. Социально-бытовые:а) неблагоприятные условия воспитания;б) неадекватно-жесткий родительский контроль;в) враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;г) конфликт между супругами. +
4. Ситуационные:а) реактивность (ответная агрессия) на присутствие новых взрослых или сверстников;б) чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;в) введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности ребенка);г) новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;д) нарастание утомления и пресыщения у ребенка.
Диагностика агрессивного поведенияанкетирование анкетирование родителей детей наблюдение тесты (рисуночные)Уровень агрессивности(низкий, средний, высокий)
Памятка родителямЗадача родителей при общении с детьми, склонными к агрессивности, состоит в расширении поведенческого репертуара ребенка, необходимо помочь ему научиться управлять проявлениями своих эмоций, сдерживать их, но и в то же время в приемлемых формах своевременно отреагировать на негативные эмоции, видеть и понимать чувства других людей. +
Очень полезно параллельно постараться выяснить причины агрессивного поведения ребенка: Что стоит за агрессивностью? Почему он себя так ведет? Часто ли он поступает аналогичным образом? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек в подобной ситуации? Расстроен ли он последствиями агрессивного поведения?
Общие беседы о необходимости «хорошо себя вести» оказывают лишь кратковременный эффект, не помогая ребенку справиться с агрессивными реакциями. При проявлении агрессивного поведения можно попробовать предпринять следующее:Агрессия – это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, наша задача состоит в том, чтобы направить эту энергию в другое русло. Отвлеките ребенка, дайте ему возможность проявить себя в других полезных видах деятельности.Если агрессивные реакции уже принесли кому-то вред, необходимо сразу отреагировать. При этом необходимо максимально быстро разобраться в ситуации, выяснив причину такого поведения ребенка и его чувства в этот момент.Попробуйте спокойным тоном «с амортизировать» ситуацию – успокоить ребенка. Обсуждается только данный поступок ребенка, порицание не должно распространяться на прошлые проступки ребенка и на его личность. +
Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии – способности чувствовать состояние другого человека, умения вставать на его позицию. Считается, что если «агрессор» сможет посочувствовать «жертве», то его агрессивная реакция в следующий раз будет слабее.Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости и вины за агрессивное поведение, развивайте чувство сочувствия к другим.Проигрывайте похожие ситуации с детьми, обсуждайте их, например, с помощью каких-либо сказочных персонажей.Пусть ребенок выскажет свое отношение к конфликту и найдет пути выхода из него, посмотрит на себя со стороны. +
Используйте чувство юмора, стратегию на стимуляцию удивления через неожиданность, новизну действий и высказываний с целью переключения ребенка-агрессора на другое состояние. Вводите стратегию на установление телесного контакта (прикосновения, рукопожатие, поглаживание и т.п.). Реагируя на вербальную агрессию обратите особое внимание на свой тон, эмоциональную окраску высказываний. Не применяйте угроз, паники, каких-то запретов. Говорите детям правду: ругать – это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова.Дайте понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни.Высказывайте свое уважение человеку, который, воздержавшись от гнева и оскорбительных высказываний, проявил свою силу и зрелость.
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.Микколо Маклавелли
Благодарю за внимание