Состояние сердечно-сосудистой системы у подростков XXI века Работу выполнила Батлук Татьяна,ученица 10"А" класса
Цель работы: изучение особенности и состояния кровеносной системы у подростков Задачи:Изучить строение крови и кровеносной системы.Выяснить роль кровеносной системы в организме человека.Исследовать кровяное давление , пульс и скорость кровотока у подростков, определить функциональную сердечно-сосудистую пробу.Рассмотреть причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системыРазработать профилактические рекомендации для укрепления данной системы.
Особенности кровеносной системы человека Четырёх камерное сердце.Полное разделение артериальной и венозной крови.Два круга кровообращения.Кровяные сосуды: артерии, вены, капилляры.
Значение кровеносной системы Кровь осуществляет связь между органами и клетками всего организма.Поддержание постоянства внутренней среды человека (гомеостаз)Выполняет транспорт газов, питательных веществ и продуктов метаболизма.Обеспечивает защиту от инфекции и чужеродных тел, защищает организм от кровопотери.Обеспечивает регуляцию температуры тел.
Строение крови 55-60% объёма крови 3 3 3В 1 мм в 1 мм в 1 мм 5 млн. 6-8 тыс. 300-500 тыс.
Эритроциты Красные кровяные тельца;не содержат ядер (только у лягушек и куриц есть ядра в эритроцитах);форма двояковогнутого диска;срок жизни: 120 дней;размер 7 мкм = диаметру сосуда;содержат гемоглобин;норма у женщин 3,7*1012/л у мужчин 4,5- 5*1012/л
Лейкоциты (L ) в норме от 1-5%, содержат в себе много ферментов, способны к фагоцитозу, принимают участие в защитных реакциях 0,5-1% от L ,участвуют в метаболизме гистамина и гепарина, также в иммунных реакциях и реакциях аллергитического типа Образуются в стволовых клетках костного мозга, в тимусе и обеспечивают реакцию иммунитета, отвечающего за регуляцию гуморального иммунитета Образуются из клеток костного мозга, отвечают за гуморальный иммунитет
Тромбоциты Отломки пластинок или бесцветные тельца, могут быть неправильной формы, представляют собой безъядерные фрагменты цитоплазмы мегакариоцитов.Длительность жизни - 58 днейФункция: участвуют в свёртываемости крови , обладают способностью осаждаться на повреждённый сосуд и образовывать тромб.
Основные фазы образования тромба
Плазма и её значение для организма переносчик полисахаридов, липидов и белков, осуществля- ющие защитные реакции переносчик многих важных веществ
Сердце Сердце располагается в грудной полости. Сердце находится в околосердечной сумке, образованную париетальным листком.Масса сердца примерно 300 – 400 грамм. За время всей жизни сердце совершает около 3 биллионов ударов и перекачивает почти 400 млн. литров крови.
Схема строения сердца - правое предсердие- верхняя полая вена- аорта- лёгочная артерия- полулунные клапаны - левое предсердие- лёгочные вены- створчатые клапаны- левый желудочек- правый желудочек- нижняя полая вена
Работа сердца За одну минуту сердце сокращается 60-80 раз. Во время сна сердце сокращается медленней, а при физической работе сокращения учащаются.
Регуляция сердечной деятельностиГуморальная
Артерии, вены и капилляры Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца. Самая крупная из них – аорта. В артериях кровь движется под большим давлением, поэтому они имеют толстые и упругие стенки.Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу. Кровь по венам течёт медленнее, чем в артериях, стенки их мягкие и тонкие. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды, в 50 раз тоньше человеческого волоса. Они пронизывают все органы человека. Общая протяжённость капилляров у человека – около 100 тыс. км. Все капилляры собираются в вены.
Группы крови Существует 4 группы крови (АВО система)
Совместимости групп крови Правило переливания крови: при переливании крови плазменные белки реципиента не должны склеиваться одноимённые эритроцитарные белки донора.Таким образом, l группа – универсальный донор, lV группа – универсальный реципиент.
Факторы, влияющие на состояние системы кровообращения Тренировочный эффект сердца 2. Вредные привычки: употребление алкоголя и табака.3. Экологические условия
Факторы, отрицательно влияющие на кровеносную систему Курение Алкоголь Вредная пища
Диагностика АД у подростков Цель работы: измерить АД и сравнить его с расчётным. Для измерения давления в состоянии покоя людей до 20 лет использовало формулу:АД верхнее = 1,7 Х возраст(в годах) + 83;АД нижнее = 1,6 х возраст(в годах) + 42.В исследовании участвовало 50 человек расчётное давление – 105/63; фактическое давление – 70% - нормальное; 15% - пониженное; 15% - повышенное.
Исследование ЧСС сердца Цель работы: определение пульса у подростков.В норме – 70 ударов в минуту;Исследовано 50 школьников.Результаты измерений: 65-90 ударов в минуту, в зависимости от состояния организма.
Определение скорости кровотока ногтевого ложа Полный круговорот кровь совершает за 20-25 сСкорость крови в аорте – 0,5 м/сВ полых венах – 0.25 м/сСкорость крови к капиллярах – 0,5 мм/с Цель работы: измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа у подростков.Вычисление производится по формуле V=l/t, где V – скорость крови, l – длина ногтевого ложа, t – время, заполнения кровью ногтевого ложа. В результате измерений стало известно, что скорость кровотока у 50 человек оказалась нормальной.
Определение функциональной сердечно-сосудистой пробы Цель работы: определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после 20 приседаний.Была определена ЧСС после нагрузки и динамика возвращения её состоянию покоя.Методика:для определения нужно измерить пульс в состоянии покоя. Далее сделать 20 приседаний. После окончания упражнений сесть, измерить и записать просчитанный пульс за 10 с. Спустя каждые 1,2,3,4,5 минут делать контрольные измерения. Ключ к обработке результатов: сравнив данные частоты сердечных сокращений после нагрузки с исходными, можно судить о состоянии сердечно-сосудистой системы. Если ЧСС увеличилась, меньше, чем на 1/3, - результаты хорошие, если больше – плохие. После нагрузке пульс должен вернуться в исходному состоянию не более чем за 2 мин.
Результаты исследования: 40% ребят показали хорошие показатели при восстановлении сердцебиения после нагрузки.
Функциональная проба с максимальной задержкой дыхание до и после нагрузки.1. В положении сидя задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 2. Через 5 минут отдыха сделать 20 приседаний за 30 с.3. Задержать дыхание на максимальный срок на спокойном выдохе, измерить время задержки дыхания. 4. Через 2 мин. Отдыха повторить пробу №15. Вычислить процентное отношение результатов 2 и 3 опытов по отношению к 1.6. Сравнить полученные данные с нормативами.
Результаты исследования: 10% ребят имеют здоровое тренированное сердце, 14% имеют отклонение в здоровье, 76% школьников – здоровые нетренированные. Выводы: результаты исследований показали, что только ¼ ребят можно отнести к действительно здоровым людям с хорошо тренированным сердцем. 1/10 от исследуемого количества школьников имеют серьёзные отклонения в здоровье. Основная масса учащихся недостаточно уделяют внимания своему физическому развитию.
Рекомендации по укреплению кровеносной системы Для укрепления мышц сердца и сосудов необходимо заниматься физическими упражнениями.На деятельность сердца и сосудов отрицательно влияет алкоголь и табак.Для поддержания АД в норме нужно соблюдать рацион питания, режим дня, гигиену труда и не исключать ежедневные воздушно-водные процедуры.
Выводы: Изучены особенности строения кровеносной системы человека. По данным исследования определения функциональной сердечно-сосудистой пробы было отмечено, что 25% подростков имеют хорошо тренированное сердце. У этих школьников при физической нагрузке сердцебиение приходит в состояние нормы не более, чем за 2 минуты. 10% ребят имеют отклонение в здоровье, а 65% относятся к практически здоровым, но имеют нетренированное сердце. Подросткам необходимо задуматься о профилактических мероприятиях сердечно-сосудистых заболеваний. Рассмотрены причины, вызывающие дисфункциональное состояние кровеносной системы Разработаны профилактические рекомендации по укреплению сердечно-сосудистой системы.
Литература 1. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А. «Физиология человека», Сибирское университетское издательство, Новосибирск 2004 год. 2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология человек», учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва, «Вантана-Граф», 2004 год. 3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии и физиологии человека», Москва, «Просвещение», 1978 год.4. Курепина М.М., Воккен Г.Г. атлас «Анатомия человека», Москва, «Просвещение», 1978 год5. Рохлов В.С., Никишов А.И. «Человек и его здоровье» Москва, «Илекса», 2001 год6. Шустанова Т.А. «Пособие-репетитор для подготовки к ЕГЭ по биологии», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2004 год.