Социальная стратификация
Даже беглый взгляд, брошенный на общество, позволяет увидеть его внутреннюю неоднородность и сложную иерархию. Наиболее часто для целостного представления социальной структуры используется образ пирамиды или горы, состоящей из множества социальных слоев и групп. Социолог описывает строение общества подобно геологу, исследующему расположение пластов породы.
Сам термин «стратификация» заимствован социологией из естественных наук и происходит от лат. «stratym» - настил, слой. В геологии под стратификацией понимается распределение по вертикали слоев воды различной плотности и температуры, в метеорологии – распределение температуры воздуха в атмосфере по высоте, от которого зависит возможность возникновения и степень развития вертикальных атмосферных потоков.
Социальная стратификация – это расслоение, иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж.
Доход – количество денежных поступлений (зарплата, пенсия, пособие, алименты, гонорары и т.д.) индивида или семьи за определенный период времени. Образование – измеряется общим числом лет обучения в государственных или частных учебных заведениях.Власть – измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность и способность навязывать свою волю другим лицам, даже вопреки сопротивлению). Вышеназванные категории имеют вполне объективные единицы измерения. Что касается престижа, то эта субъективная категория.Престиж – это уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.
Исторические формы стратификации
Исторически стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и т.д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она усложняется и ожесточается. Появляются антагонистические страты, ведущие постоянную борьбу за господство и отстаивание своих властных позиций. В процессе развития общества (прежде всего европейского), стратификационные противоречия постепенно смягчаются.
В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа стратификации характеризуют закрытые общества (переход из одной страты в другую либо невозможен, либо излишне затруднен), а последний стратификационный тип относят к открытым общества (где допускается свободной перемещение людей вниз и вверх по социальной лестнице).
Первой системой социальной стратификации является рабство.Рабство – это система расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности индивида к этнонациональным и территориальным общностям (роду, племени, общине).
Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имел никаких прав и считался собственность хозяина. Здесь мы выделяем две антагонистические страты – рабы и рабовладельцы.
Второй системой социальной стратификации считается кастовый строй. Кастовая система стратификации, имеющая много общих черт с рабством, не получила такого широкого распространения. Классической страной кастового строя считается Индия, где эта система было отменена лишь в 50-х гг. ХХ в. Кастой называют социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни не возможен.
Всего в Индии существовало 4 касты:брахманы – каста, в которую вошли представители знатных жреческих родов; кшатрии – каста, состоящая из военной знати. Этим двум кастам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью касту – вайшьи. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого числа людей, не являвшимися членами общины – шудры («единожды рожденные»).
Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни и закреплен свой определенный цвет. Брахманам соответствовал белый цвет (цвет чистоты), кшатриям – красный (цвет доблести, войны, богатства), вайшьям – желтый (цвет покорности, цвет ученичества) и шудрам – черный цвет (цвет рабства).
Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким ограничением социальной мобильности между слоями. Представитель варны или джати был ограничен в возможности изменения профессии, в выборе брачного партнера, в возможности общения с представителями других каст. Так же в Древней Индии было огромное количество рабов и «неприкосаемых», которые не относились не к одной из каст.
Сословная стратификацияСословие – это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Сословная система социальной стратификации в классическом виде существовала в феодальной Европе в ХI – ХV вв.
Особенности сословной стратификации:зависимость социального статуса индивида или группы от владения властью и их отношения к субъекту власти;закрепление социального положения, прав, привилегий, обязанностей с помощью норм права.наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Классовая стратификационная система. Класс – есть большая социальная группа людей, владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного индустриального общества и распространением капиталистических производственных отношений.
Характерные черты классовой стратификации:В отличие от других систем, классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях. Классовые системы более подвижны. Граница между классами никогда не бывают ясно очерчены.
Характерные черты классовой стратификации:Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения.Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.
Типология классовВерхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение. Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».
Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Нижний — средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.
Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса. Нижний – низший класс – «социальное дно», люди как правило не имеющие образования, постоянного места жительства и работы.
Социальная мобильность
Социальная мобильностьПонятие социальной мобильности, используемое в социологических исследованиях неравенства, означает перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии, определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Степень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества.
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую. Из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Вертикальная социальная мобильность – представляет собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая социальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬОна связана с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия, касты, ранга, категории.
П. Сорокин показал на огромном историческом материале, что причинами групповой мобильности были следующие факторы:Социальные революции;Иностранные интервенции, нашествия;Гражданские войны;Военные перевороты;Смена политических режимов;Замена старой конституции новой;Крестьянские восстания;Междоусобная война аристократических родов;Создание империи.
Социальная мобильность современного общества порождает явление маргинальности. МАРГИНАЛЬНОСТЬ(лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.
Для личности маргинальность подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к одной социальной общности без последующего вхождения в другую или без полной адаптации в ней.Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды.