Социальная подструктура личности. Направленность личности.
план Социальная подструктура личности. 1. Психологические аспекты социализации личности. 2. Основные социальные процессы и поведение человека. 3. Жизненный путь личности. Направленность личности 1. Понятие потребности. 2. Мотивы поведения. 3. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. 4. Я-концепция личности. 5. Психологические защиты.
1. Социализация личности Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта. Фазы социализации: адаптация (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения); индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности), интеграция (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития).
Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут возникнуть конформизм, неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность и даже серьезные формы личностной деформации. В целом примерно до 3-х лет характерно доминирование процесса адаптации. Для эпохи отрочества (10—14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации. Для эпохи юности (15—18 лет) характерно доминирование процесса интеграции.
Социализация и индивидуализация Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность. Социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация). Эти линии развития должны быть уравновешены.
Социализация и индивидуализация Издержки социализации: «потеря себя», утрата собственной индивидуальной неповторимости, ощущение проживания жизни как «мне не принадлежащей», отчуждение человека от своей сущности, утрата своего интимного мира. Издержки индивидуализации: одиночество, чувство отвергнутости и непонятости.
Механизмы социализации Имитация – отражение мимических и пантомимических движений, воспроизведение предречевых и речевых вокализаций. Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.
Механизмы социализации Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Условия копирования: неоднократная демонстрация модели (образца); обозначение модели (образца) речевой меткой; предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом; эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление). Появляется во второй половине младенческого возраста.
Механизмы социализации Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере. В большей мере осознанное поведение, сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я. Категории подражания: инстинктивное подражание возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.); имитационное подражание как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта появляется у ребенка в раннем возрасте.
Механизмы социализации Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу. Охватывает три пересекающиеся области психической реальности: объединение субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, некритическое и целостное включение в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека; это восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т. е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями; это постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружении и перенесении индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать "чужие" личностные смыслы и опыт. Появляется в раннем дошкольном возрасте, однако, используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.
2. Основные социальные процессы и поведение человека Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Условия проявления: Уровень владения деятельностью ; характер выполняемых задач (простые или сложные); присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные. Зависимост от пола (у мужчин проявляется в большей степени), возраста (молодежь более подвержена данному эффекту), психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта, от отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается). Социальная ингибиция, предполагает уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека (когда человек владеет деятельностью на недостаточно высоком уровне).
Основные социальные процессы и поведение человека Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами. Задачи социального контроля: достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид; обеспечение позитивного развития данной системы. Применяется к индивидам, чье поведение не отвечает групповым нормам. Характер санкций, адекватность их использования определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.
Основные социальные процессы и поведение человека Факторы приобретения личностного опыта: 1. Наблюдение соответствующего способа действий (образец). Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах имитации, копирования, подражания или идентификации ребенка образцу.
Основные социальные процессы и поведение человека 2. Социальное подкрепление. Подкрепление - любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию. Формы подкрепления: Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне. Отрицательное подкрепление - это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
Разновидности подкрепления: если вслед за реакцией следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то результатом будет положительное поощрение если за реакцией следует не вызывающее приятных ощущений и переживаний подкрепляющее средство, то результатом будет положительное наказание. если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение. если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.
Стадии социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая
Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности. Различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.
Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. Огромное воздействие оказывают родители, братья и сестры. Пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли (увидеть вещи с точки зрения другого человека) индукция. (взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения)
3. Жизненный путь личности. Жизненный путь личности - жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим , более совершенным формам , к лучшим проявлениям человеческой психики. Жизненная позиция - способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.
Психосексуальная теория развития (З.Фрейд) На каждой стадии развития существует чувствительный участок тела, связанный с получением удовольствия(эрогенная зона). Главным фактором развития является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной зоны к другой в течение жизни человека. Фиксация – остановка в развитии. Стадии развития: Оральная (0-18 мес.) Закладываются основные установки зависимости-независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно формируется Я. Анальная (18 мес.-3 года). Формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я. Фаллическая (3-6 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Разделение Я и Сверх-Я. Латентный период (6-7 лет – подр. возраст). Подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх-Я. Генитальная стадия (от зрелости до смерти). Окончательное формирование структуры личности. Генитальный характер – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек.
Периодизация жизненных циклов Э.Эриксона
Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность – здоровая, гармоничная личность, которая стремится к самоактуализации Особенности самоактуализирующихся личностей: Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней Принятие других и себя Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на решение проблемы Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям, искреннее желание помочь Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым переживаниям («детскость» восприятия) Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза Спонтанность, естественность поведения Глубокие межличностные отношения
Направленность личности Направленность - это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.
Направленность личности 1. Понятие потребности.
Установка - готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Установка - готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям. Желание - состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения. Склонность - специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности. Убеждение - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой Функции Я-концепции: способствует достижению внутренней согласованности личности определяет интерпретацию приобретенного опыта определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти
Структура Я-концепции физическое Я (осознание своей внешности) социально-психологическое Я ( осознание социально-психологических характеристик) когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств) морально-этическое Я (осознание своих поступков с точки зрения справедливости-несправедливости) духовно-творческое Я ( осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)
под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности Общие черты: 1) бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту; 2) всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.
Виды психологической защиты Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации («избавься от этого») Отрицание – отказ принять трагическое или неприятное событие, которое уже произошло («этого не может быть») Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость («перенеси это на другого»)
Виды психологической защиты Замещение – действие, направленное на объект, вызвано другим, недоступным объектом («не это, так другое») Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное («обрати это в противоположное») Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления («веди себя как ребёнок») Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения («переосмысли это»)
Виды психологической защиты Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности - творчество, социальные контакты(«трансформируй это») Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов («не чувствуй этого») Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя («будь, как это, чтобы не потерять его»)