Исследовательская работа Северная палитраРабота выполнена Ученицей 8-Акласса СОШ №288Поляковой Ренатой.Куратор работы – учитель ИЗО СОШ №288 Маринчак Елена Николаевна.г.Заозерск 2006/2007 уч.год
Актуальность темы Мы живём на Крайнем Севере и не понаслышке знаем, как эмоционально тяжело пережить полярную ночь. В полярный день северянам тоже нелегко: раздражительность и вспыльчивость преследуют нас. Работая над выбранной темой, мы хотели бы выяснить, как с помощью изменения оформления боковых поверхностей интерьера можно помочь северянам эмоционально пережить полярную ночь и полярный день.
Цель Определить цветовую гамму оформительских работ, улучшающих эмоциональное состояние северян в разное время года.
Задачи Выяснить эмоциональное восприятие цветов ребятами разных возрастных групп;В результате исследований определить, какие цвета предпочтительны в оформлении интерьера в разное время года на Севере;В ходе экспериментов выяснить, как с помощью оформления боковых поверхностей интерьера можно изменить эмоциональное состояние человека.
Методы исследования Изучение литературы Наблюдение.Опрос учащихся.Эксперимент.учащиеся начальной школыцветовосприятие
Наблюдаем На уроках ИЗО мы рассматривали репродукции картин Ван Гога и М.Врубеля. Ребята заметили, что у разных людей репродукция картины «Подсолнухи» Ван Гога вызывает чувство тепла, радости, ощущения солнечного лета. Репродукция картины М.Врубеля «Жемчужина» - чувство прохлады, иногда—тревоги и одиночества. Свои ощущения мы хотели сравнить с чувствами ребят разных классов, разных возрастов. Для описания своих эмоций малыши начальной школы и наши ровесники выбирали разные слова, но по сути мнения ребят совпали. Мы стали рассматривать и другие репродукции картин И.Грабаря, М.Врубеля, Н.Рериха, И.Левитана и др., разные по жанру, композиции, сюжету и пришли к выводу: эмоции, чувства у зрителя живописной картины (репродукции) вызывают не только сюжет и композиция работ, но и их колорит.
Изучаем историю проблемы Тема цветовосприятия нас заинтересовала, и мы стали шире исследовать проблему влияния цвета на эмоции человека . Перечитывая десятки страниц справочной и учебной литературы, мы узнали, что наука о цвете возникла давно. Ещё в IV веке до н. э. в Древней Греции учёный Аристотель пытался объяснить различные цветовые явления.Величайший художник Возрождения Леонардо да Винчи в своём «Трактате о живописи» даёт сведения о цветовосприятии, которые имеют большое практическое значение для художников и в наше время.Воздействие цвета на человека изучал известный поэт И. Гёте. Он , рассматривая один и тот же пейзаж через стёкла зелёного, жёлтого, красного и других цветов, наблюдал, как при этом изменяются восприятие и эмоциональное состояние человека. Гёте писал о способности цвета создавать настроение: «Жёлтый – веселит и бодрит, зелёный – умиротворяет, синий – вызывает грусть...»Известный русский живописец К. Петров-Водкин писал: “Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека.»
ИсследуемПроводя социологическое исследование, мы опросили учеников нашей школы. Вопросы задавались одни и те же : «Какой цвет вызывает у вас чувство возбуждения? нежности? тепла? покоя? прохлады? одиночества? угнетения?»Сложность опроса состояла в том, что ребята называли не все цвета, показанные в цветовом веере. Многие малыши просто игнорировали коричневый и другие цвета, или дважды называли один и тот же цвет (например, красный и жёлтый цвета вызывали у ребят одновременно и чувство тепла, и чувство возбуждения).
Данные опроса мы обработали, и вот что получилось:
Результаты исследований В результате исследований мы выяснили, что у большинства ребят розовый цвет вызывает чувство нежности, красный – возбуждает, оранжевый и жёлтый – дают ощущения тепла, зелёный успокаивает, голубой – охлаждает, синий – настораживает, а коричневый – угнетает.
Экспериментируем Исследовав эту проблему, мы решили оформить кабинет искусств в холодном, а затем и в тёплом колорите. Для оформления мы использовали детские работы. Саша Вакуленко специально для эксперимента нарисовала фантастические пейзажи (синий, оранжевый, зелёный), используя различные оттенки одного цвета. И вот что получилось: 73% опрошенных ребят больше понравился класс, оформленный в тёплых цветах. Почему? Эксперимент проводили в конце ноября - в начале декабря (на Севере наступает полярная ночь). Когда нас окружают сумерки и холод, хочется вспомнить о жарком лете ,о солнышке... В апреле мы повторили эксперимент. Яркое весеннее солнце освещало класс. Большинство ребят (68%) выбрали оформление в холодном колорите.
Работы, используемые для оформления в период полярной ночиРаботы, используемые для оформления в период полярного дня
Рекомендации к оформлению интерьера в период полярной ночи Результаты наших исследований можно использовать для того, чтобы помочь северянам правильно оформлять боковые поверхности квартир, учебных кабинетов, рекреаций в полярную ночь и полярный день. В полярную ночь, когда темнота угнетает, настроение ухудшается, лучше использовать в оформлении интерьера тёплые цвета: розовый, зелёный, красный, жёлтый и оранжевый. Они создают ощущения тепла, возбуждают или пробуждают чувство нежности.
В полярный день растёт раздражительность, вспыльчивость и агрессивность человека . В это время года для того, чтобы эмоционально уравновесить человека, в оформлении лучше использовать холодные цвета: голубой и зелёный. Коричневый и тёмно-синие цвета нужно использовать очень осторожно, ведь они вызывают чувства отчуждения и угнетения.
Литература Е.Н.Арсеньев. Работоспособность и здоровье человека на Севере. Мурманск,1993 Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.,1965И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение,1983Каменева Е.А. Какого цвета радуга .-М.,1971В.И.Мазуревич. Истоки здоровья школьников на Крайнем Севере. Мурманск,1994Цвет в нашей жизни/ Хрестоматия по психологии. – Курск, 1993Е.Б.Рабкин. Использование цвета в работе психолога. М.,1995Сокольникова Н.М. Основы живописи. –Обнинск. Титул. 1996Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита.- М.,1980