Курсовой проект На тему«Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ»
СОДЕРЖАНИЕ Введение Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ Вопросы исключительного ведения Российской Федерации Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ Вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий Заключение
введение Цель исследования данной работы - рассмотрение вопроса разграничения предметов ведения Российской Федерации и её субъектов, законодательного и экономического регулирования института права государственной собственности. 12 декабря 1993 года российские граждане приняли на всенародном голосовании Конституцию Российской Федерации. Одним из основных конституционных принципов является принцип разграничения предметов ведения Российской Федерации и её субъектов, который является фундаментом российского конституционного строя и федерализма.Актуальность данного исследования представляется бесспорной по следующим причинам:· В нашей стране обозначились признаки сформировавшейся государственности;· В России появились признаки развития зрелой демократии;· Общественные отношения, в сфере регулирования отношений относительно государственной собственности в связи с этим переходят в новую стадию.
Основной принцип разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ 1.1. Вопросы исключительного ведения Российской ФедерацииПредметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп:1) Вопросы государственного строительства;2) Вопросы регулирования экономики и социального развития;3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности;4) Вопросы обороны и охраны границы;5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы;6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.;7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ Предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе можно условно разделить на три группы: 1. В области государственного строительства. 2. В области законодательного регулирования. 3. В области экономического и социально - культурного строительства.
Вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов При этом следует различать:предметы ведения предметы исключительногосубъектов Федерации ведения субъектов Федерации
Предметы ведения субъектов РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится круг тех полномочий, которые находятся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон в соответствии с действующей Конституцией (ст. 73) не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Нарушение этой конституционной нормы влечет признание федерального закона неконституционным
Договоры между РФ и субъектами РФ о разграничении полномочий Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ посредством заключения договоров предусмотрено частью 3 статьи 11 Конституции РФ. Законодательные основы названных договоров, порядка их заключенияопределяет Федеральный закон «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 4 июля 2003 года №95-ФЗ).
Предмет природа, содержаниедоговоров1. Итак, в договоре о разграничении полномочий:1) устанавливается перечень полномочий федеральных органовгосударственной власти и органов государственной власти субъекта РФ,разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральнымизаконами и законами субъекта РФ;2) определяются условия и порядок осуществления этих полномочий;3) определяются конкретные права и обязанности сторон;4) определяется срок действия договора о разграничении полномочий,порядок продления данного срока;5) определяются основания и порядок досрочного расторжения договора оразграничении полномочий.