Административное право РФ Тема 12. Производство по делам об административных правонарушениях
Тема 12. Производство по делам об административных правонарушениях. Содержание Правовая природа, принципы и особенности. Судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Стадии и виды производства по делам об административных правонарушениях. Характеристика отдельных стадий Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Общие положения об исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.
Правовая природа, принципы и особенности Правовая природа– административно-юрисдикционная. Проблемы: конституционных гарантий защиты собственности – в судебном порядке (Постановления Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 N 8-П и от 30.07.2001 года N 13-П ) применимого законодательства: ГПК – не применяется (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 ) КоАП и АПК конкурируют (Постановления Пленума ВАС от 2.06.2004 N10 и от 09.12.2002 N11 )
Правовая природа, принципы и особенности 1) общие административно-судебные принципы принцип законности, принцип государственного языка (ст. 24.2 КоАП РФ) 2) административные принципы принцип всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела (ст.24.1 КоАП РФ) возможность передачи дел для рассмотрения между должностными лицами допустимость отмены постановления в административном порядке.
Правовая природа, принципы и особенности 3) черты квазисудебной процедуры открытое и гласное рассмотрении дел (ст. 24.3 КоАП РФ) обеспечение права на защиту презумпция невиновности 4) особенность производства по делам об административных правонарушения издержки по делу об административном правонарушении в отношении физического лица несет государственный бюджет (соответствующий уровню закона), а юридического лица – само юридическое лицо (ст.24.7 КоАП РФ)
Судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела Общие правила подведомственности по уровню закона: распределение между федеральными органами и органами субъектов территориальная: конфликт ст. 29.5 КоАП и 203 АПК общая (на рассмотрение дела) и специальные правила – полномочия по составлению протоколов и по применению мер обеспечения производства Состав органов: судьи, органы исполнительной власти – при выполнении контрольно-надзорных функций и специальные органы, создаваемые в субъектах (e.g., административные комиссии – Закон Санкт-Петербурга от 22.04.2004 N211-35 \"Об административных комиссиях Санкт-петербурга\") Должностная подведомственность: состав должностных лиц (ст.22.2), общее правило подведомственности и специальные правила в гл.28 и гл. 23.
Судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дела Специальные правила о подведомственности дел судьям: исключительная (ч. 1 ст. 23.1) условная (ч.2 ст. 23.1) Распределение между судами: мировые судьи, за исключениями в зависимости от статуса лица, в отношении которого возбуждено производство по перечню составов по видам наказания характеру производства по делу
Участники производства по делам об административных правонарушениях Лица, прямо или косвенно заинтересованные в исходе рассмотрения дела: лицо, в отношении которого ведется производство, его защитник, потерпевший и его представитель, их законные представители, прокурор. Особенности процессуального статуса: невозможны отводы (кроме защитников и представителей, если они работники государственных органов, составивших протокол) не возмещаются расходы на участие в деле (кроме как потерпевшему) имеют право выражать позицию: заявлять ходатайства и отводы, представлять позицию по делу, представлять доказательства, обжаловать (оспаривать) постановление по делу Лица, осуществляющие содействие рассмотрению: свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики. Расходы возмещаются в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 4.03.2003 N140
Извещения и последствия неявки В обязательном порядке извещаются о месте и времени рассмотрения дела: лицо, в отношении которого ведется производство (законный представитель юридического лица), потерпевший прокурор – если дело в отношении несовершеннолетнего или дело возбуждено прокурором. В случае неявки возможен привуд: физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетеля.
Законный представитель юридического лица Орган юридического лица, уполномоченный действовать от его имени без доверенности (ст. 25.4 КоАП РФ) Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Постановление Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 г. N 46
Проблемы статуса отдельных участников Предоставление процессуальных прав с момента возбуждения производства (с ноября 2007 года) Проблема конфликтов КоАП и АПК: потерпевший и прокурор Возможность изменения статуса: допрашивание лица, составившего протокол, потерпевшего в качестве свидетелей Невозможность отвода понятого
Предмет доказывания и доказательства Предмет доказывания 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
Доказательства по делу Доказательства: протокол об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях Меры принудительного (и соответственно, правоограничитель-ного и вредоносного) характера, направленные на обеспечение привлечения к ответственности за совершенное правонарушение и на обеспечение исполнения наказания. Виды: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством; 5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод; 10) временный запрет деятельности.
Особенности правового регулирования мер обеспечения Необходимость одновременного применения и самостоятельного оформления мер обеспечения (осмотр и изъятие орудия или предмета нарушения, задержание и доставление, отстранение от управления и освидетельствование на состояние опьянения). Оформление мер: адм. задержание, изъятие вещей и документов, арест товаров и ТС – отдельный протокол, обязательно присутствие понятых для подтверждения оснований применения мер и других обстоятельств, например, принадлежность вещей и документом конкретному лицу. В связи с этим присутствие нарушителя не требуется. Полномочия должностных лиц: специально урегулированы ст.27.2 и 27.3 – на основании законов, устанавливающих общие принудительные полномочия
Особенности правового регулирования мер обеспечения Процессуальные последствия: с момента применения мер обеспечения дело об административном правонарушении считается возбужденным, допускается защитник Материально-правовые последствия: в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 года 8-П: задержание транспортного средства не влияет на судьбу права собственности Применение мер обеспечения обязательно в случае риска неисполнения решения: судья может отказать в привлечении к ответственности ссылаясь на неприменение мер обеспечения
Проблемы реализации мер обеспечения Источник покрытия расходов на применение мер обеспечения Обжалование мер обеспечения (положения гл. 27 и ст. 25.5) п.7 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 №2 Не допускается обжалование решений, действий (бездействия), в отношении которых КоАП РФ не предусматривает порядка обжалования и которые, являясь неразрывно связанными с конкретным делом об административном правонарушении, не могут быть предметом самостоятельного обжалования. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено, то действия, совершенные при его осуществлении, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина или организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу, могут быть оспорены в суде 3. Возмещение вреда, причиненного применением мер обеспечения
в случае правонарушений по объектам, перечисленным в ч. 1 ст. 28.7 и при необходимости экспертизы или иных длительных действий составление протокола передача на рассмотрение рассмотрение и вынесение постановления обжалование постановления наказание в виде предупреждения или штрафа, нарушитель не оспаривает ни нарушения, ни наказания и готов уплатить штраф или спец. техн. средства (фото- и видеокамеры) Возбуждение административного расследования и по его итогам составление протокола, дальше – по обычной процедуре выносится постановление-квитанция и штраф взимается на месте особое (ст.28.7) обычное упрощенное (ст. 28.6) Виды производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение производства Поводы – сообщения или непосредственное обнаружение Основания – наличие признаков. При их наличии возбуждение обязательно Формы возбуждения: протокол об административном правонарушении с первоначальной квалификацией (ст.28.2 – содержание протокола. Теперь (после 2007 года) возможно и в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство) применение мер обеспечения производства (в КоАП – оформление мер обеспечения производства) постановление прокурора Сроки: 2 суток на протокол, 1 (6) мес. – расследование.
Рассмотрение дела Подготовка к рассмотрению – возможность возвращения протокола и других материалов (как de facto контрольная функция органа, рассматривающего дело) Процедура – похожая на судебную, предполагается выслушивание объяснений лица, в отношении которого ведется производство Возможно вынесение определений по процедурным вопросам (обжалуются если препятствуют дальнейшему движению дела) и окончательного (итогового) постановления по делу (ст. 29.10)
Обжалование постановления Срок – 10 дней. Административный и судебный порядок (в суд – кассация + надзор). Природа рассмотрения жалоб в суде – как элемент производства по делу об административном правонарушении или как обжалование акта административного органа? Обжалование постановления мирового судьи – как судебное решение? обжалование решения адм. органа – дважды, судьи – единожды. Можно ли обжаловать и судебное решение по жалобам – по КоАП нельзя, а по ГПК? ВС считает, что нет – см. Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ. Рассмотрение жалобы: порядок (единолично судьей), характер решений (поворот к худшему только при возвращении в 1 инстанцию) – по всем этим вопросам КоАП имеет приоритет как lex speciales.
Исполнение постановления Вступление в силу по истечении срока на обжалование или после вынесения решения по касс. жалобе Обращение к исполнению – полномочие органа, вынесшего постановление Срок давности исполнения – 1 год, может приостанавливаться и прерываться Порядок исполнения – добровольный (по-разному к разным видам наказаний, штраф – 30 дней), затем принудительно. Принудительное исполнение – по правилам исполнительного производства службой судебных приставов-исполнителей