Цифровой образовательный ресурс Цифровой образовательный ресурс «Профилактика жестокого обращения с детьми дошкольного возраста»
Профилактика жестокого обращения с детьми
Формы жестокого обращения с детьми:
Какие факторы побуждают человека к насилию над ребенком?
Последствия жестокого обращения с детьми в семье: - уход в религиозные секты; - объединения в неформальные группы с криминальной и нацисткой направленностью; - агрессивное, преступное поведение детей; - сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Пренебрежение нуждами ребенка Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) -это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: - алкоголики, наркоманы; - лица с психическими расстройствами; - юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; - с низким социально-экономическим уровнем жизни; - имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; - перенесшие жестокое обращение в детстве; - социально изолированные.
Последствия пренебрежительного отношения к ребенку Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; - запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок; - задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.
Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психологическому насилию относится - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; - оскорбление и унижение его достоинства; - открытое неприятие и постоянная критика; - лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; - предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; - вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию: - задержка психического развития; - невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; - низкая самооценка; - эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; - избыточная потребность во внимании; - депрессия, попытки суицида; - неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); - ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; - нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска детей по эмоциональному насилию - дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; - дети раннего возраста; - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; - дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; - дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; - дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; - дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие над ребенком: - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; - сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Сексуальное насилие Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: - патриархально-авторитарный уклад; - плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; - конфликтные отношения между родителями; - мать ребенка чрезмерно занята на работе; - ребенок долгое время жил без родного отца; - вместо родного отца - отчим или сожитель матери; - мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
Чаще всего это происходит в семьях, где: - убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; - родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Физическое насилие проявляется как: Физическое насилие проявляется как: - удары по лицу; - тряски, толчки; - затрещины, - удушения, - пинки; - заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; - избиение ремнем, веревками; - нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие: Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие: - физические или психические отклонения, - недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Возраст 1,5 – 3 года : - боязнь взрослых; - редкие проявления радости, плаксивость; - реакция испуга на плач других детей; - крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет: Возраст 3 года – 6 лет: - примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; - пассивная реакция на боль; - болезненное отношение к замечаниям, критике; - заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; - псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); - негативизм, агрессивность; - лживость, воровство; - жестокость по отношению к животным;
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются: противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей; обвинение в травмах самого ребенка; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью; отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком; неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Законодательные акты: Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает: — обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст. 6); — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24); — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); — защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34); — защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37); — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).
Законодательные акты: Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106—136); — за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150— 157). Семейный кодекс РФ гарантирует: — право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); — право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56); — лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69); — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст. 77). Закон РФ «Об образовании» утверждает: — право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, — на уважение их человеческого достоинства (ст. 5) — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника (ст. 56).
Уголовная ответственность Ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 (причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (побои); ст. 117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью по неосторожности); ст. 131 (изнасилование); ст. 132 (насильственные действия сексуального характера); ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера); ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 (развратные действия); ст. 125 (оставление в опасности); ст. 124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением вреда здоровью
Гражданско-правовая ответственность - Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством: - ст. 69 СК РФ (лишение родительских прав); - ст. 73 СК РФ (ограничение родительских прав); - ст. 77 СК РФ (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
Дисциплинарная ответственность Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.
Взрослым необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах. Взрослым необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах.