ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
Виды потребностей человека 1.Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Разумные потребности Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Интересы Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности
Классификации интересов
Склонности От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Практика 1. К социальным потребностям человека относится потребность 1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться
2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных? 1) способность ощущать воздействие среды 2) способность воспринимать окружающую действительность 3) способность делать выбор и нести за него ответственность 4) способность удовлетворять свои потребности
3. К признакам человека и животного относится способность 1) предвидеть результаты своей деятельности 2) сознательно относиться к воспитанию потомства 3) осуществлять выбор средств достижения цели 4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности 1) престижные 2) идеальные 3) духовные 4) экзистенциальные
5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в 1) трудовой деятельности 2) сохранении рода 3) самосохранении 4) физической активности
6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека? А. Гениальным человека делает природа, а не общество. Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
7.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию. Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
8.Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется _____________________ потребностью.
9.Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
10.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. 10.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) особенность Е) задатки Б) способности Ж) общение В) личность З) деятельность Г) игра И) группа Д) общество