Общие причины жестокости Многовековой культ жестокости.Низкий уровень культуры общества.Бессилие добиться положительных результатов.Стрессовое состояние.Нагнетание средствами массовой информации. культа насилия и жестокости.
1. Мотивация жестокого обращения родителей с детьми
Структура жестокого обращения родителей с детьми (%)
Формы проявления жестокости
Формы проявления жестокости Физическое насилие -преднамеренное нанесение ребенку телесных повреждений родителями или лицами их заменяющими, которые могут привести к смерти ребенка или вред его здоровью. Особенности внешнего вида ребенка: множественные повреждения, сигаретные ожоги, следы ремня. Особенности поведения ребенка: дети 3-6 лет-принятие случившегося и отсутствие сопротивления, пассивное реагирование на боль, болезненное отношение к замечаниям, заискивающее поведение, псевдовзрослое поведение, агрессивность, лживость,склонность к воровству, жестокое отношение к животным, склонность к поджогам.Младший школьный возраст-стараются скрыть причину травм, склоннны к одиночеству, боязнь идти домой после школы.Подростки-попытка суицида, криминальные антиобщественные поступки, употребление алкоголя, наркотиков. Особенности поведения родителей -противоречивые, путаные объяснения, позднее обращение за медицинской помощью, перекладывание ответственности за травму ребенка, отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка, лишение ребенка ласки.
Возрастные показатели о людях, склонных к суициду (%)
Возрастные показатели людей, склонных к суициду
Результаты социологического исследования (анкетирования) «Окружающий меня мир» Социальный педагог А.Р.Минина муниципальная общеобразовательная средняя школа № 8
1.Понимают ли меня окружающие люди?Почти всегда-64 (67)Редко 9(9,3)Не задумывался 22(23) 2.Меня понимают и поддерживаютРодители 70(73)Родственники 46(48)Друзья 75(78)Другие…2(2)3. Меня не понимают окружающие люди потому, чтоЯ сам (сама) являюсь причиной этого 7(7)Окружающие люди равнодушны к моим проблемам 15 (16)Не задумывался 72(75)4.Если меня не понимают окружающие люди, то я хочу стать лучше 66(69)обвиняю окружающих 7(7)стараюсь отвлечься 24(25)появляются мысли о безысходности жизни 3(3,1)
1.Понимают ли меня окружающие люди?Почти всегда-64 (67)-большинство опрошенныхРедко 9(9,3)-существует проблема у 9% респондентовНе задумывался 22(23) –равнодушны к проблеме взаимопонимания.2.Меня понимают и поддерживаютРодители 70(73)- большинство обучающихся основой взаимопонимания считают отношения с родителями.Родственники 46(48)-почти половина-с родственниками.Друзья 75(78)-приоритет отдают в вопросе понимания и поддержки друзьям, что объяснимо в период подростничества.Другие…2(2)3. Меня не понимают окружающие люди потому, чтоЯ сам (сама) являюсь причиной этого 7(7)-самокритичны.Окружающие люди равнодушны к моим проблемам 15 (16)-не видят и не ощущают поддержки и понимания.Не задумывался 72(75)-большинство равнодушны к проблеме взаимопонимания.4.Если меня не понимают окружающие люди, то я хочу стать лучше 66(69)- видят проблему непонимания с окружающими людьми в себе.обвиняю окружающих 7(7)-стараются снять себя ответственность.стараюсь отвлечься 24(25)-стараются уйти от проблемы, которая все равно останетсяпоявляются мысли о безысходности жизни 6 (6,2%-группа суицидального риска-данный показатель значительно ниже, чем данные «дети от 12 до 18 лет-40%». Но показатель имеется:(11Б-2; 8Б-2; 7В-1; 6А-1;).
Всего приняли участие-96 обучающихся (м.-41; д.-55)Классы:6А-9 (м.-5; д.-4)7Б-7 (м.-5; д.-2)7в-12 (м.-2; д.-10)8Б-18 (м.-10; д.-8)10Б-19 (м.-8; д.-11)11А-17 (м.-6; д.-11)11Б-14 (м.-5; д-9)
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы; постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;не предлагайте упрощенных решений;10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
Использованная и рекомендуемая литератураГилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков// Вестник психосоциальной работы.- 1994. - №1.- С.44-52.Диагностика суицидального поведения: Метод.рекомендации /Сост. А.Г.Амбрумова, В.А. Тихоненко. – М., 1981.Дюргейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков. Справочное пособие. Мн., 1999.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.Суицидология: прошлое и настоящее: Сб. статей /Сост. А.Н. моховиков. – М., 2001.Телефон доверия в системе социально-психологической службы.- М., 1988.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. – М., 2001.Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september